Многие родители не раз слышали, что у каждого ребенка свои темпы развития. Но есть и общие требования, которым должен соответствовать уровень физического развития малыша. И если подобного соответствия нет, необходимо обращаться к врачу, поскольку это может быть проявлением заболевания.
Особенности физического развития в 4-5 лет
К 4-5 годам малыш усваивает многое. Развиваются его навыки мелкой моторики. В 5 лет начинает меняться форма тела - руки и ноги становятся длиннее, подкожно-жировой слой не так хорошо выражен, а пропорции туловища приближаются к взрослым.
Скелет ребенка все еще остается гибким, процесс его окостенения закончится только через пару лет. В связи с этим важно следить за тем, чтобы малыш во время занятий сидел за столом в правильной позе, иначе возможно нарушение осанки.
В 4 года развиваются, в первую очередь, крупные мышечные группы, а уже потом мелкие. Поэтому занятия мелкой моторикой не должны быть слишком длительными, поскольку ребенок быстро утомляется, теряет интерес к этому виду деятельности и, кроме капризов, особых результатов от нее не будет.
В это время ребенка можно знакомить с самыми разными видами спорта, но пока в игровом виде. Сердечная мышца слишком быстро утомляется при сильных нагрузках, что проявляется в учащенном дыхании, покраснении кожи и т.д.
Нервная система ребенка в 4 года не совершенна, он легко перевозбуждается при любом изменении привычного уклада жизни, что также нужно учесть, продумывая график занятий и виды активности.
Основные умения детей 3-4 лет
Основные умения детей 3-4 лет весьма разнообразны. Так, к 3 годам ребенок должен уметь:
- нанизывать на шнур достаточно крупные бусины;
- переворачивать страницы в книжке по одной;
- держать чашку, поднимать ее и пить;
- пользоваться ложкой;
- играть двумя руками, причем одна из них будет ведущей, но со временем может поменяться, так что переучивать не надо;
- открывать ящик, доставать его содержимое;
- крутить пальцем телефонный диск - для развития такой моторики подходят игрушечные модели;
- открывать крышки;
- пользоваться детскими ножницами (под присмотром родителей, конечно), резать ими бумагу;
- повторять простые рисунки - например, круг, крест.
Четырехлетние дети еще более энергичны и подвижны. Координация движений в этом возрасте становится значительно лучше, ребенку нравится управлять своим телом, отсюда и повышенная активность. Малыш уже умеет:
- стоять и прыгать на одной ноге, хотя и недолго;
- забираться вверх по вертикальной лестнице без помощи родителей (например, на детской площадке);
- ловить мяч руками и бросать его в заданном направлении;
- ходить задом наперед;
- футболить мяч ногой;
- крутить детский обруч хула-хуп.
Многие четырехлетние дети в это время умеют балансировать - шагать самостоятельно по узкой бровке или бордюру. Девочки осваивают скакалку, хотя сложные трюки и упражнения не могут выполнять. Однако при регулярных тренировках достигают заметного успеха.
Малыши в 4 года могут развивать достаточно большую скорость на трехколесном велосипеде. Если ребенку нравится это занятие, нужно постепенно осваивать двухколесный вариант, поскольку вестибулярный аппарат уже созрел для подобных действий.
Нюансы развития мелкой моторики
Каждый здоровый ребенок проявляет естественное стремление к движению, хочет потрогать находящиеся поблизости предметы, причем знакомство с ними происходит буквально на инстинктивном уровне.
Сначала малыш хочет научиться хватать предмет, затем развиваются навыки перекладывания вещи из одной руки в другую, к трем годам появляется т.н. "пинцетный захват". Именно благодаря этому дети способны все держать (карандаши,ложки и другое). Постепенно к 3-4 годам моторные навыки станут все более разнообразными.
Большую часть времени ребенка в это время занимают сюжетно-ролевые игры. Дети могут копировать поведение взрослых, тем самым усваивая общепринятые нормы, воспроизводят то, что видят вокруг.
Но не менее важно придумывать игры и занятия, которые улучшат мелкую моторику. Ведь от нее зависит, насколько хорошо развита речь ребенка, его память и умение концентрироваться. Такие взаимосвязи были подтверждены многими исследованиями.
К этому моменту в жизни ребенка увеличивается количество действий, которые требуют согласованных движений обеих рук. Чтобы подготовить малыша к этому, с ним нужно собирать конструктор, делать несложные аппликации, рисовать, постепенно готовить руку к письму.
Занятия для физического развития
Для детей в возрасте 3-4 лет важны разные формы физической активности – утренняя разминка, подвижные игры, в том числе и на прогулке, гимнастика. Вслед за родителями дети могут повторять несложные упражнения по утрам. А еще можно вместе танцевать под любимую музыку.
Делать гимнастику достаточно 10-15 минут в день. Упражнения должны быть несложными - наклоны, приседания (все по 6 повторений), прыжки на одной ноге, ходьба на носочках. Но во время болезни заниматься нельзя.
При этом следует помнить, что возраст, благоприятный для начала интенсивных физических нагрузок, наступает только после пяти лет. Тогда можно выбирать вид спорта, который понравится малышу, а до этого тренировки пользы точно не принесут.
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики должно проходить в игровой форме. Помимо перечисленных игр с конструктором и обычного рисования, можно придумать и другие занятия.
Например, это пластилинография, когда ребенок создает пластилиновые рисунки на бумаге. Как правило, детям нравится процесс раскатывания и размазывания пластилина по бумажной поверхности, и эта работа хорошо прорабатывает мелкие мышцы. Но и обычная лепка также полезна для мелкой моторики.
Если просто рисовать или раскрашивать большое изображение, ребенку может быть скучно, то кляксография практически всегда вызывает интерес. Малыш ставит кляксы и вместе с мамой придумывает, кто за ними прячется.
Хорошо себя зарекомендовали игры с прищепками. В магазинах продаются наборы с уже готовыми историями. Но играть можно и с обычными прищепками. Например, мама может превратить их в голодных рыбок, которых ребенок "накормит" кусочками картона, салфетками, монетами и т.д.
Прищепки можно закрепить по всей квартире - на занавесках, полотенцах, скатертях и устроить соревнования, кто соберет больше всех изделий. Можно придумать и свои варианты игр.
Полезна аппликация, при этом использовать нужно не только бумагу и картон, но и кусочки ткани, ватные диски, пуговицы, даже макароны или крупы, то есть материалы разной фактуры.
Признаки задержки развития ребенка 3-4 лет
Существуют нормативные требования, которым должно соответствовать развитие мелкой моторики у детей в возрасте 3-4 лет.
Ребенок должен уметь:
- стучать одним предметом о другой;
- доставать крошку или зернышко из емкости;
- строить или копировать башню из 5-8 кубиков, мостик из трех кубиков;
- рисовать и черкать на листе бумаги;
- перерисовать крестик, квадрат, круг;
- проводить вертикальную линию (допустимая ошибка до 30 градусов).
Некоторые специалисты считают, что малыш в этом возрасте должен уметь рисовать человечка из 3-6 элементов. Если большая часть из перечисленных требований ребенком усвоена, это считается нормой. Когда отсутствует один или два показателя, то это не отставание, а просто негармоничное развитие мелкой моторики и функции мышления.
Если многие навыки не освоены, возможна задержка развития малыша, и в таких случаях необходимо обращаться к специалисту, поскольку речь может идти об общем отставании, в том числе и в мышлении. Такая ситуация характерна для дизартрии, других заболеваний. В любом случае необходимо обратиться к врачу.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.