Малыш в 3-4 года – это настоящий сгусток энергии, он практически все время находится в движении. Физическому развитию ребенка в этом возрасте важно уделять особое внимание. Необходимо дозировать и чередовать разные виды физической активности, развивать моторику и координацию, но делать это следует правильно. Нагрузки должны быть посильными, соответствовать возрасту и приносить ребенку радость. Не только педагоги в детском саду, но и сами родители могут способствовать гармоничному развитию своего малыша.
Что такое «физическое развитие» детей, и почему оно так важно?
Под физическим развитием ребенка понимается не только процесс роста, но и биологического «созревания», соответствующего возрастным нормам. Это важный показатель здоровья. В основе оценочных критериев правильного физического развития лежат: рост и вес, пропорциональность частей тела, функциональные способности детского организма. Осанка, скоростная и силовая выносливость, ловкость – это тоже немаловажные показатели. Полноценное питание, хорошая экология, нормальный по продолжительности сон, достаточная активность – все это тоже накладывает весомый отпечаток на гармоничное физическое развитие малыша. Активная деятельность не только способствует укреплению мышц, формированию осанки, развитию ловкости, силы и быстроты, но и позволяет регулировать работу нервной системы детей: это и избавление от негативных эмоций и психического напряжения, и получение заряда бодрости и радости.
Как оценивают развитие?
Для оценки того, насколько правильно развит физически младший дошкольник в 3-4 года, используется комплексный подход, включающий и профессиональную диагностику, и наблюдение. Рост и вес, окружность грудной клетки, которые считаются наиглавнейшими параметрами для оценки соответствия физиологического развития – показатели важные, но важны не сами цифры, а их сочетание. Антропометрические данные сверяют с центильными таблицами. В них нормой считается:
- для мальчиков 3-4 лет: рост 92,3 до 102, 5 см, вес – 13,8-17,8 кг.;
- для девочек 3-4 лет: рост от 93 до 104,1 см, вес – 13,3-17,6 кг..
В среднем, к 4 годам у дошкольника тело в длину удваивается относительно роста при рождении.
Оценку физическому развитию с точки зрения двигательных возможностей можно дать, проведя серию тестов. Например, ориентировочными показателями для детей младшего дошкольного возраста считаются:
- прыжок с места в длину: 60-90 см;
- подъем туловища за 1/2 минуты – 5-7 раз;
- бег на 10-метровую дистанцию – 8-10 секунд.
Тест на статическое равновесие можно провести и в домашних условиях: для этого засекают время, в течение которого малыш простоит с прямым корпусом в положении «пятка-носок» (стопы в одну линию плотно друг за другом). Нормативы утверждают, что простоять так дошколенок может до 3 минут.
Физические особенности дошкольников младшего возраста
Возможности, связанные с движением, у дошкольников трех-четырех лет еще ограничены, в статическом положении тело малыша недолго сохраняет равновесие. Но при этом дети в этом возрасте чрезвычайно активны. Более хорошо развита у дошколят верхняя часть туловища, а вот ловкости и согласованности движений пока маловато.
Органы дыхания у трех-четырехлеток имеют свои особенности: ткань легких еще недоразвита, а верхние дыхательные пути довольно узкие, это уменьшает их пропускную способность. Амплитуда дыхания сравнительно мала, что объясняется высоким расположением диафрагмы. Дыхание ребенка поверхностное, почти вдвое учащенное по сравнению со взрослыми. Для развития дыхательной системы рекомендуются физические занятия на свежем воздухе.
Особенности имеет и развитие сердечно-сосудистой системы малыша. Сосуды дошколенка широкие, кровоток ускорен, сердце бьётся чаще, чем у взрослых. Но при этом оно быстро устает. Вот почему рекомендуется чередовать активность и отдых.
Стопа малыша имеет утолщенный свод, и неправильное дозирование физической активности может привести к развитию плоскостопия. Вот почему профилактике этого недостатка важно уделять большое внимание.
Основные физические навыки 3-4 летнего дошкольника
Что должен уметь ребенок в 3-4 года в плане физической подготовки? Очень даже немало:
- шагать как большими, так и маленькими шагами, освоить шаги приставные;
- передвигаться на носочках;
- использовать одновременно обе руки в играх и упражнениях;
- ходить вперед спиной;
- прыгать, стоя на обеих ногах (а также – попеременно на одной), на месте и перепрыгивать через препятствие;
- двигаться в заданном направлении;
- в играх групповых – выполнить действия согласовано, держась за руки и т.д.
При этом малыш в 3-4 года уверенно спускается по лестнице и поднимается по ней. Детей также должны привлекать подвижные игры, дошколята активно включаются в них.
Как развивать правильно тело малышей
Главное, что заботит ребенка в 3-4 года – это игра. Игра – не просто удовлетворение активности и интересов дошколенка, это и способ познания окружающего мира, и метод развития интеллекта и физических данных. Поэтому занятия с малышом проще всего проводить в форме игр. Развивать при этом надо и мелкую, и крупную моторику, координацию, способность к равновесию, силу, быстроту и ловкость. Какие упражнения окажутся полезны:
- бег – трусцой, на носочках;
- прыжки в высоту на обеих ногах и на одной, в длину;
- ползание на четвереньках, подползание под преграду (шнур, дугу);
- игры с мячом;
- приседания;
- ходьба по прямой линии, с препятствием, по ограниченной поверхности;
- вис на перекладине;
- метание мяча или мешочка с песком;
- работа над осанкой;
- катание на велосипеде и т.д.
Нельзя забывать, что внимание малышей в этом возрасте неустойчивое, и подолгу выполнить упражнения ребенок не в состоянии. Поэтому следует чередовать занятия с отдыхом, а сами развивающие физические упражнения преподносить в форме игр. Гораздо интереснее такие занятия будут для малыша, если сопровождать их использованием спортивного оборудования, как стандартного (мячи, кегли, обруч, скакалка), так и нетрадиционного, изготовленного собственноручно (массажные коврики, кегли из бутылок, полоса препятствий из подручных материалов и т.д.).
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.