Развивающие упражнения для вашего малыша

Подготовка к школе детей – это главная задача дошкольного образования. Довольно сложная адаптация ребенка к школе, высокие требования, предъявляемые к первоклассникам, новые формы общения, которые предстоит освоить вчерашнему дошколенку – все это непросто.

Подготовка к школе детей – это главная задача дошкольного образования. Довольно сложная адаптация ребенка к школе, высокие требования, предъявляемые к первоклассникам, новые формы общения, которые предстоит освоить вчерашнему дошколенку – все это непросто. У ребенка должна быть в достаточной степени зрелая мотивационная сфера, где основой познания выступает любознательность. Кроме того, дошкольник должен в достаточной мере владеть элементарными речевыми и универсальными учебными действиями.

Как определить готов ли ребенок к школе

Готовность дошкольника к школе определяется совокупностью определенных показателей:

  • физическое развитие, соответствующее возрастной норме;
  • психологическая готовность – ребенок достаточно ориентирован в социально-бытовой ориентировке, у него развита память, он способен к умственному оперированию, произвольно регулирует свои действия и контролирует поведение;
  • социально-коммуникативное развитие, способность к общению;
  • речевое развитие, соответствующее возрасту;
  • желание ребенка идти в школу.

Психологами определен средний психологический и эмоциональный возраст готовности детей к школе: девочки – в 7-8, а мальчики чуть позже – в 8-9 лет. Однако традиционно сложилось так, что в первый класс идут дети обоих полов к 6-7 годам. Отсюда и более выраженные успешность девочек и отставание от них мальчиков в начальных классах. При этом тяжелее дается и адаптация к школе, и усвоение материала тем детям, которые не посещали детский сад.

Именно дошкольное образование – первая ступенька подготовки малыша к школьной жизни. В детском саду с детьми занимаются по специально разработанным обучающим программам, и в соответствии с формулировкой Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) дети именуются не воспитанниками, а обучающимися в детском саду. Кроме того, о готовности дошкольника к первому классу могут судить и педагоги на основе наблюдений, работы психолога и логопеда и диагностики успеваемости и усвоения материала.

Программы для подготовки к школе

В дошкольных учреждениях для подготовки детей к школе используют авторские программы, за основу которых взяты требования ФГОСа. Кроме того, разрабатываются и рабочие программы самого детского сада, учитывающие и региональный компонент, и индивидуальную работу с детьми, и устав конкретного садика. Для домашней подготовки дошколенка такие программы – излишняя нагрузка на малыша, да и далеко не каждый родитель, не имея педагогического образования, сможет разобраться в методике. Поэтому для домашнего обучения подойдут разнообразные пособия из серий «Я готовлюсь к школе», «Готовимся к школе» и т.п. На что нацелены эти программы? В первую очередь, они позволяют:

  • освоить алфавит;
  • подготовить руку к письму;
  • освоить счет минимум в пределах десяти;
  • различать и называть геометрические фигуры;
  • подготовить к обучению чтению;
  • выучить цвета;
  • развить память и внимание и т.д.

Наиболее важно в процессе подготовки к освоению чтения создавать условия для осмысленного слушания, поэтому ребенку, который еще не научился читать, читать должны родители, но не просто считывать с книги текст, а работать по тексту с малышом, задавая вопросы по прочитанному и выслушивая впечатления ребенка о том, что он услышал. Для подготовки руки к письму необходимо, прежде всего, научить дошколенка правильно держать карандаш и ориентироваться на листе бумаги. В этом помогают старые добрые прописи. Но важно также развивать и мелкую моторику, а в этом лучшие помощники – игры и творческие занятия: мозаики, пазлы, нанизывание бусинок, лепка, рисование и т.п.

Речевое развитие

В 6-7 лет дошкольник, который собирается в первый класс, должен уметь:

  • свободно общаться со сверстниками и взрослыми;
  • правильно использовать слова и их склонения в потоке речи;
  • слова произносить четко без фонетического искажения.

Активный словарь будущего первоклассника должен насчитывать минимум 3000 слов.

Какие упражнения помогают развивать речь ребенка 6-7 лет?

  • «Назови ласково». Например: кот – котик, лист-листик, дождь- дождик.
  • «Какое слово лишнее?». Например: слон, заяц, воробей, волк (воробей – это птица, остальные – животные) и т.д.
  • «Один-много». Например: конфета-конфеты, дерево-деревья, дом-дома.
  • «Назови, изменив». Например: компот из яблок – яблочный, варенье из вишни – вишневое.
  • «Назови, считая»: один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов, шесть грибов и т.д.
  • «Назови наоборот»: черный – белый, светлый-темный, длинный – короткий и т.п.

Великолепно развивает речь рассматривание иллюстраций и составление рассказа по ним, пересказ коротких текстов. В работе над дикцией помогают заучивание и пересказ скороговорок и чистоговорок. И самое главное: невозможно развить речь, не разговаривая в малышом. Чем больше он говорит и слышит – тем лучше и чище, богаче и гибче его язык.

Программа физического развития детей 6 лет

К окончанию дошкольного возраста ребенок заметно изменяется в физическом плане: его тело становится более пропорциональным, конечности вытягиваются, развиваются мышцы, исчезает милая припухлость. Выносливость, координация движений, умение держать равновесие и управлять своими движениями – вот чем характеризуется физическое развитие старшего дошкольника. На что следует обратить особое внимание, продолжая развитие дошколенка? Прежде всего на:

  • укрепление и формирование правильной осанки: корпус прямой, плечи расправлены;
  • правильность походки: она должна быть естественной и упругой;
  • развитие навыков бега с преодолением препятствий и со старта;
  • формирование ловкости и координации.

Для гармоничного физического развития дошкольник должен удовлетворять свою потребность в движении. Лучше всего для этого подходит оптимизированная двигательная активность, сочетающая:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультминутки в перерывах между занятиями;
  • физкультуру в детском саду (занятия от 2 раз в неделю не менее 30 минут продолжительностью);
  • малоподвижные игры и игры средней подвижности;
  • подвижные игры на свежем воздухе;
  • спортивные занятия (секции, кружки).

В какие игры играть с ребенком? Прежде всего:

  • с бегом: «Ловишки», «Мышеловка», «Гуси-лебеди» и т.д.;
  • с прыжками: «С кочки на кочку», «Классики» и т.д.;
  • с лазанием, метанием (в мяч, с кеглями, с обручем) и т.д.

Кроме того, пользу и здоровью, и физическому развитию малыша принесет активный отдых: плавание, пеший туризм, лыжи, прогулки по лесу и т.д. Важно этому уделить время в летний период, особенно если это последнее лето дошкольного детства, чтобы, став первоклассником, ребенок вошел в школьные двери, полный ярких впечатлений и с готовностью поделиться ими с новыми друзьями.

Поделиться
Класснуть

Комментарии

Комментарии к материалу закрыты.