Подготовка к школе детей – это главная задача дошкольного образования. Довольно сложная адаптация ребенка к школе, высокие требования, предъявляемые к первоклассникам, новые формы общения, которые предстоит освоить вчерашнему дошколенку – все это непросто. У ребенка должна быть в достаточной степени зрелая мотивационная сфера, где основой познания выступает любознательность. Кроме того, дошкольник должен в достаточной мере владеть элементарными речевыми и универсальными учебными действиями.
Как определить готов ли ребенок к школе
Готовность дошкольника к школе определяется совокупностью определенных показателей:
- физическое развитие, соответствующее возрастной норме;
- психологическая готовность – ребенок достаточно ориентирован в социально-бытовой ориентировке, у него развита память, он способен к умственному оперированию, произвольно регулирует свои действия и контролирует поведение;
- социально-коммуникативное развитие, способность к общению;
- речевое развитие, соответствующее возрасту;
- желание ребенка идти в школу.
Психологами определен средний психологический и эмоциональный возраст готовности детей к школе: девочки – в 7-8, а мальчики чуть позже – в 8-9 лет. Однако традиционно сложилось так, что в первый класс идут дети обоих полов к 6-7 годам. Отсюда и более выраженные успешность девочек и отставание от них мальчиков в начальных классах. При этом тяжелее дается и адаптация к школе, и усвоение материала тем детям, которые не посещали детский сад.
Именно дошкольное образование – первая ступенька подготовки малыша к школьной жизни. В детском саду с детьми занимаются по специально разработанным обучающим программам, и в соответствии с формулировкой Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) дети именуются не воспитанниками, а обучающимися в детском саду. Кроме того, о готовности дошкольника к первому классу могут судить и педагоги на основе наблюдений, работы психолога и логопеда и диагностики успеваемости и усвоения материала.
Программы для подготовки к школе
В дошкольных учреждениях для подготовки детей к школе используют авторские программы, за основу которых взяты требования ФГОСа. Кроме того, разрабатываются и рабочие программы самого детского сада, учитывающие и региональный компонент, и индивидуальную работу с детьми, и устав конкретного садика. Для домашней подготовки дошколенка такие программы – излишняя нагрузка на малыша, да и далеко не каждый родитель, не имея педагогического образования, сможет разобраться в методике. Поэтому для домашнего обучения подойдут разнообразные пособия из серий «Я готовлюсь к школе», «Готовимся к школе» и т.п. На что нацелены эти программы? В первую очередь, они позволяют:
- освоить алфавит;
- подготовить руку к письму;
- освоить счет минимум в пределах десяти;
- различать и называть геометрические фигуры;
- подготовить к обучению чтению;
- выучить цвета;
- развить память и внимание и т.д.
Наиболее важно в процессе подготовки к освоению чтения создавать условия для осмысленного слушания, поэтому ребенку, который еще не научился читать, читать должны родители, но не просто считывать с книги текст, а работать по тексту с малышом, задавая вопросы по прочитанному и выслушивая впечатления ребенка о том, что он услышал. Для подготовки руки к письму необходимо, прежде всего, научить дошколенка правильно держать карандаш и ориентироваться на листе бумаги. В этом помогают старые добрые прописи. Но важно также развивать и мелкую моторику, а в этом лучшие помощники – игры и творческие занятия: мозаики, пазлы, нанизывание бусинок, лепка, рисование и т.п.
Речевое развитие
В 6-7 лет дошкольник, который собирается в первый класс, должен уметь:
- свободно общаться со сверстниками и взрослыми;
- правильно использовать слова и их склонения в потоке речи;
- слова произносить четко без фонетического искажения.
Активный словарь будущего первоклассника должен насчитывать минимум 3000 слов.
Какие упражнения помогают развивать речь ребенка 6-7 лет?
- «Назови ласково». Например: кот – котик, лист-листик, дождь- дождик.
- «Какое слово лишнее?». Например: слон, заяц, воробей, волк (воробей – это птица, остальные – животные) и т.д.
- «Один-много». Например: конфета-конфеты, дерево-деревья, дом-дома.
- «Назови, изменив». Например: компот из яблок – яблочный, варенье из вишни – вишневое.
- «Назови, считая»: один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов, шесть грибов и т.д.
- «Назови наоборот»: черный – белый, светлый-темный, длинный – короткий и т.п.
Великолепно развивает речь рассматривание иллюстраций и составление рассказа по ним, пересказ коротких текстов. В работе над дикцией помогают заучивание и пересказ скороговорок и чистоговорок. И самое главное: невозможно развить речь, не разговаривая в малышом. Чем больше он говорит и слышит – тем лучше и чище, богаче и гибче его язык.
Программа физического развития детей 6 лет
К окончанию дошкольного возраста ребенок заметно изменяется в физическом плане: его тело становится более пропорциональным, конечности вытягиваются, развиваются мышцы, исчезает милая припухлость. Выносливость, координация движений, умение держать равновесие и управлять своими движениями – вот чем характеризуется физическое развитие старшего дошкольника. На что следует обратить особое внимание, продолжая развитие дошколенка? Прежде всего на:
- укрепление и формирование правильной осанки: корпус прямой, плечи расправлены;
- правильность походки: она должна быть естественной и упругой;
- развитие навыков бега с преодолением препятствий и со старта;
- формирование ловкости и координации.
Для гармоничного физического развития дошкольник должен удовлетворять свою потребность в движении. Лучше всего для этого подходит оптимизированная двигательная активность, сочетающая:
- утреннюю гимнастику;
- физкультминутки в перерывах между занятиями;
- физкультуру в детском саду (занятия от 2 раз в неделю не менее 30 минут продолжительностью);
- малоподвижные игры и игры средней подвижности;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- спортивные занятия (секции, кружки).
В какие игры играть с ребенком? Прежде всего:
- с бегом: «Ловишки», «Мышеловка», «Гуси-лебеди» и т.д.;
- с прыжками: «С кочки на кочку», «Классики» и т.д.;
- с лазанием, метанием (в мяч, с кеглями, с обручем) и т.д.
Кроме того, пользу и здоровью, и физическому развитию малыша принесет активный отдых: плавание, пеший туризм, лыжи, прогулки по лесу и т.д. Важно этому уделить время в летний период, особенно если это последнее лето дошкольного детства, чтобы, став первоклассником, ребенок вошел в школьные двери, полный ярких впечатлений и с готовностью поделиться ими с новыми друзьями.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.