Старший дошкольный возраст – это особый этап в развитии ребенка. В возрасте 5-6 лет вчерашний малыш – сегодня уже личность. С этим необходимо считаться, это важно учитывать, выстраивая взаимодействие с дошколенком.
Особенности познавательного и речевого развития
Шестой-седьмой год жизни ребенка – время интенсивного развития интеллекта, нравственности и эмоциональной сферы растущего человечка. На первый план выходит познавательная активность. Не стоит удивляться тому, что дошколенок превращается в настоящего почемучку: его интересует все вокруг, и не только предметы окружающего мира, но и люди. Общение со взрослыми позволяет ребенку не только обучаться самостоятельности, но и вырабатывать собственный стиль общения и поведения в социуме.
Память ребенка 5-6 лет характеризуется не только устойчивостью, но и намеренностью: дошкольники хорошо запоминают, при этом способны воспроизвести материал. Закономерностью психического развития старшего дошкольника является формирование наглядно-образной формы мышления. Достаточно богатая база сенсорных эталонов, прочно обосновавшаяся в детской памяти, позволяет воспринимать предметы зрительно и на слух, а также оценивать их определенные свойства: цвет, длину, форму и т.д. Активно развивается и воображение – способность к построению в сознании образов и предметов, не воспринимаемых органами чувств.
Речь ребенка в 5-6 лет практически сформирована, лексический словарь широк, содержит все части речи. При этом дошколенок испытывает особый интерес к уточнению смыслового значения слов. Развивается и словотворчество – дети сами придумывают слова и активно используют их в общении. Связность речи, характерная для детей данного возраста – это мощный резерв их интеллектуального роста.
Что должен уметь ребенок в 5-6 лет
Бытовые навыки ребенка 5-6 лет включают все необходимые действия, направленные на самообслуживание. Дошколенок самостоятельно умывается с мылом и причесывается, чистит зубы, дозируя пасту на щетку. Одеваются и раздеваются в этом возрасте дети превосходно без посторонней помощи, умеют управляться с пуговицами, молниями и шнурками. За столом старшие дошкольники ведут себя аккуратно, способны самостоятельно унести посуду, оказать помощь при сервировке. Дети в 5 лет и старше уже способны поддерживать порядок в своей комнате, убирать игрушки, самостоятельно или с помощью взрослого заправлять кровать.
Пятилетний ребенок должен свободно владеть счетом в пределах десятка, определять направление (вниз, вверх, вперед, назад, влево, вправо), различать и называть форму предмета и цвет, сравнивать и группировать предметы по величине. Ребенок свободно отвечает на вопросы взрослого, составляет рассказ по картинке, говорит полными распространенными предложениями. В пять лет дошкольник способен называть не только свои имя, фамилию и возраст, но и имена и профессии родителей, город, свой адрес. Большинство детей в 5 лет уже умеют говорить по телефону.
Осанка и походка пятилетнего ребенка сформированы, дошколенок хорошо координирует свои движения, может ходить и бегать на носочках, стоять на одной ноге более 5 секунд, ловить и бросать мяч, ходить по ограниченной поверхности. Развиваются гибкость и пластика, музыкальность и чувство ритма.
Старший дошкольный возраст: особенности
Если родители дошкольника, столкнувшись с кризисом трех лет, и пережив его, думали, что все неприятности позади, они ошибаются. Впереди ожидает «зверь» не менее серьезный – кризис дошкольного детства. Этот период характеризуется:
- утратой непосредственности и гибкостью, изменчивостью поведения, характерного для определенного окружения;
- проявлением своенравия, упрямства и всеотрицания;
- подражательностью взрослым и стремлением казаться старше;
- стремлением к независимости.
Ребенку в 5-6 лет необходимо не только общение со сверстниками, но и определенный статус в их коллективе. Самооценка дошкольника перестает полностью зависеть от родительского мнения, ребенку важно, как его воспринимают и дети, и другие взрослые. Конкуренция, которая проявляется в этот период дошкольного детства – важная ступень в формировании лидерских качеств.
Советы родителям
Что должны знать и учитывать родители пяти- шестилетки? Прежде всего, следующее:
- если ребенок уличен в том, что сказал неправду – это вряд ли намеренная ложь, вероятнее всего – это только проявление развивающегося воображения и формирующейся фантазии;
- просто требовать чего-то от ребенка недостаточно, дошколенок должен знать не только чего от него требуют, но и почему;
- самостоятельность – это важное условие гармонично развивающейся личности, ее следует поощрять и стимулировать.
Любознательность и пытливость ребенка необходимо использовать в благих целях – это важные предпосылки успешности в школьном периоде. Поэтому подготовку к школе стоит начинать уже сейчас, тренируя мелкую моторику и умение держать карандаш и ручку, развивая память и расширяя словесный запас. Однако важно помнить: внимание у ребенка еще неустойчивое, и длительные монотонные занятия успеха не принесут. При этом они не должны ущемлять физической активности, которая необычайно ярко проявляется именно в старшем дошкольном возрасте.
Рекомендации воспитателям дошкольных учреждений
В старшем дошкольном возрасте игра – это не только способ познания мира, но и способ моделирования жизненных ситуаций, поэтому игровая деятельность остается ведущей. При этом игра должна удовлетворять и физическую, и познавательную активность, а значит, важно разумно дозировать игры сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.
Возросшая познавательная активность дошкольников старшего возраста приводит к тому, что ребенок бесконечно задает вопросы, видя во взрослом источник знаний обо всем мире. Со сверстниками же отношения выстраиваются более партнёрски-деловые, при этом ярко проявляются симпатии и антипатии, вследствие чего возрастают конфликтные ситуации. Задача опытного педагога – не только помочь разрешить их и не унизить и не оскорбить при этом ни одну из конфликтующих сторон, но и сохранить дружескую атмосферу в коллективе. Важно помнить: у каждого ребенка свои темперамент, интересы и предпочтения, и эту неповторимость нужно не только принимать, но и уважать.
Старший дошколенок – это личность, формирование которой все еще продолжается, и очень важно, чтобы ребенок непрерывно подпитывался любовью, заботой и пониманием окружающих людей.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.