Методики, созданные для на развития ребенка перед походом в школу, должны учитывать особенности каждого ребенка и исходя из этого направлять их на цель и помогать прививать любовь к учебному процессу. Занятия не должны забирать личное время и тем более доставлять дискомфорт ребенку. Все задания, которые входят в программу методики должны быть разнообразными, легкими для восприятия и выступать как залог организации личности. В дошкольном возрасте начинает формироваться интерес к проведению исследований. Появляется запоминание, которое несет произвольный характер, изменяется функциональность речи.
Особенности упражнений для улучшения мышления
В период с 3 до 7 лет все мыслительные процессы ребенка заключаются в представлениях и знакомых образах. В возрастном диапазоне, которые относится к дошкольникам, дети уже способны вспоминать тот опыт, который был получен ранее и говорить, что именно в конкретный момент ему непонятно. То есть, можно утверждать о том, что происходит развитие абстрактного мышления.
Благодаря умению оперировать образами, мышление ребенка становится внеситуативным и может выходить за рамки конкретной ситуации.
Начинает изменяться и сообразительность ребенка, это происходит за счет того, что появляется узкая взаимосвязь между речью и мышлением. Кроме того, начинают появляться рассуждения и изменяются мыслительные операции.
Упражнение для мышления «Четвертый лишний»
Этот вид упражнения интересен для ребенка тем, что он многоплановый и разнообразный. Дети в процессе выполнения упражнения учатся логическим рассуждениям, проявляется мыслительный процесс и появляется возможность пояснять и доказывать по какому принципу они делают исключение.
В процессе проведения упражнения идет активная работа речи. Дети конкретизируют значение слов, расширяют их смысловые нагрузки, выстраивают ряд ассоциаций и обобщают терминами.
Упражнение может быть предложено не только в речевом плане без наглядных пособий, но и в иллюстративном. Первый вариант имеет свои преимущества, так как подбор слов не ограничивается.
Какие примеры слов можно использовать:
- Табуретка, стул, курица, диван;
- Автомобиль, самокат, стол, самолет;
- Горький, сладкий, соленый, молоток;
- Жарко, холодно, близко, тепло.
Предложить сыграть в такую игру можно не только при проведении занятия, но и в обыденной ситуации. Разнообразить занятие может стихотворными формами.
Задания «Домики на полянке» и «Лабиринт»
Интересная игра, которая имеет главную цель - развитие логики, называется «Домики на полянке» Ребенку предлагают карточки с нарисованными домиками и дорожками. К этим карточкам добавляют еще одну с инструкцией на которой проиллюстрирована дорога к домику. Задача ребенка согласно карточке, найти этот путь.
Более простой вариант игры, описанной выше – «Лабиринт». Задача ребенка найти самый короткий путь из одной точки в другую.
Использование таких заданий позволит весело и с пользой провести время. Подобные упражнения пользуются популярностью не только среди дошкольников, но и школьников.
Методики формирования правильной речи с раннего возраста
Развитию речи нужно уделять особое внимание, так как если этого не делать в дальнейшем у ребенка могут появиться проблемы с пониманием некоторых понятий. Дети быстро осваивают новые факты, конечно, если они им интересны, и чтобы рассказать о новой полученной информации нужно, чтобы ребенок уже умел грамотно изложить свои мысли и рассказать о своих текущих потребностях. Именно упражнения, направленные на развитие, помогут создать взаимодействие между мыслительными процессами и речью.
Что можно использовать для развития:
Пересказ. Это самое простое и эффективное занятие, которое позволяет улучшить речь. Не обязательно пересказывать сказку, можно попросить рассказать про сюжет любимого мультика или фильма. Нужно следить за тем, насколько последовательными будут изложенные мысли ребенка во время пересказа. Для этого следует задавать вопросы, которые будут уточнять изложенную информацию.
Противоположность. Для этого занятия нужно подготовить разные предметные картинки на которых будут изображены разнообразные предметы. Ребенку показывают одну картинку, его задача подобрать предметы, которые будут иметь противоположное значение. Но это еще не все условия, подбирая противоположность, ребенок должен объяснить, почему он сделал выбор в сторону именно этого изображения.
Где чей дом? Для этого потребуются отдельные методические картинки, на которых нарисованы разные звери и их дома. После этого от каждого домика прокладывается «дорога», она не должна быть простой. Ребенок должен выбрать домик для каждого животного, пояснить почему он сделал именно такой выбор. После объяснения животных нужно «проводить» домой, но главное условие не отслеживать дорогу с помощью пальчика, а делать это глазами.
Во всех указанных упражнениях важным аспектом является самоконтроль. Он нужен для того, чтобы обнаружить и предупредить ошибки. Благодаря самоконтролю появляется возможность совершать правильные действия независимо от ситуаций, это касается и учебы, и игры, и работы. Ученики отличаются от дошкольников своими навыками самоконтроля. Если же этот навык не развит, то они начнут затрудняться в решении поставленных задач и постоянно нуждаться в том, чтобы им делали подсказки. Поэтому заложить основы такого навыка нужно именно в дошкольный период.
Для того чтобы методики по развитию работали на благо, все упражнения нужно проводить только под видом игры именно такой способ подходит для рассматриваемой возрастной категории. Все задания не просто обучающие, они интересные и направлены на поиск и анализ собственных ошибок. Если выполнять их как можно чаще, ребенок быстрее пройдет период адаптации к школьной среде и будет способен рационально относится к учебному процессу.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.