Правильное обучение ребенка чтению: советы родителям

Несмотря на то, что именно школьная программа предусматривает обучение первоклассников чтению, родители стремятся сделать это как можно раньше, надеясь, что в школе их ребенок станет успешнее усваивать материал.

Несмотря на то, что именно школьная программа предусматривает обучение первоклассников чтению, родители стремятся сделать это как можно раньше, надеясь, что в школе их ребенок станет успешнее усваивать материал. Да и вообще, считают многие, каково будет их нечитающему чаду среди освоивших грамоту сверстников? И это родительское соревнование, чей малыш скорее проявит задатки вундеркинда, приводит к тому, что буквы и книги становятся едва ли не первыми игрушками малыша. Стоит ли спешить с чтением до школы, и как избежать главных ошибок, начиная самостоятельное обучение дошкольника?

Нужно ли обучать дошкольника чтению?

Всему свое время, и чтения это касается тоже. Правда, для каждого ребенка это «время» - показатель индивидуальный. Прежде всего, малыш должен быть психологически готов к усвоению чтения.

Мозг ребенка развивается постепенно, «дозревает». И настаивать на том, чтобы дошкольник 3-4 лет корпел над книгой – бессмысленно. В это время интенсивно развивается его двигательная активность, а мыслительная деятельность еще только-только просыпается. И книги для дошколенка сейчас – не более чем игрушки. Если подойти к обучению непрофессионально, родители способны натворить немало ошибок, и в результате вместо ожидаемой успешности в школе ребенок проявит равнодушие к учебе, потеряет к ней интерес. Не зная основных методик раннего обучения чтению, можно лишь навредить, и в школе маленькому ученику придется заново «переучиваться», а педагогам и логопедам тратить немало сил на это.

У раннего усвоения чтения, конечно, есть минусы:

  • перегрузка нервной системы;
  • дополнительная нагрузка на неокрепшее зрение;
  • возможность потери интереса к книгам.
  • Но и положительных моментов у раннего обучения чтению достаточно:
  • развитие интеллекта, мышления, памяти;
  • обогащение лексического словаря;
  • формирование правильной речи;
  • хорошая подготовка к школе и т.д.

Поэтому если не научить читать малыша до школы, то хотя бы развить интерес к чтению и подготовить будущего первоклассника к усвоению грамоты не только можно, но и нужно. Правда, делать это необходимо правильно.

Как обучать ребенка чтению и расширять словарный запас

Прежде чем приступить к обучению чтения, важно понять, что дошкольник к нему, действительно, готов. Основные признаки, подтверждающие это:

  • речь ребенка достаточно развита, внятна;
  • словарный запас довольно широк;
  • малыш говорит полными распространенными предложениями;
  • память развита в соответствии с возрастом;
  • у ребенка сформирована способность к небольшому пересказу услышанного, увиденного.

Невозможно заинтересовать ребенка чтением, если в семье не принято читать. И пускай малыш не видит каждый день папу и маму за взрослой книжкой, но именно ему читать в семье должны! Чем раньше ребенок познакомится с книгами через слушание и рассматривание иллюстраций, тем более заинтересован он будет в усвоении грамоты.

Методик раннего обучения чтению существует много. Самые известные и эффективные из них следующие.

Методика Зайцева

Популярный метод обучения раннему чтению по методике Зайцева имеет и свои плюсы, и свои минусы. Суть метода – чтение не по буквам или слогам, а по комбинациям фонем (складам). Склад – это нечто промежуточное между классическим слогом и фонемой, сочетание гласных и согласных звуков в двухфонемном виде, всего – 120 складов.

Достоинствами такого обучение являются:

  • быстрое формирование навыков беглого чтения;
  • благодаря игровому формату занятий, дети начинают читать через несколько дней;
  • при использовании пособия «Кубики Зайцева» малыш может продолжать занятия самостоятельно;
  • развиваются параллельно с навыками чтения и мелкая моторика, и слух, и логика малыша.
  • Основными же недостатками считаются;
  • более больший объем запоминаемого материала по сравнению с азбукой;
  • возможные сложности в дальнейшем с парадигматикой слов: из-за того, что кубики Зайцева не помогают понять изменения слов по падежам;
  • довольно затрудненный переход от обучения чтению по складам к побуквенному, являющемуся классическим в начальной школе;
  • высокая стоимость пособий Зайцева, которые для лучшего результата лучше использовать комплексно.

При этом понимать верно методику Зайцева должны и сами родители – без этого успешное обучение невозможно.

Методика Домана

Этот метод можно использовать практически с рождения. Он основан на обучении чтению с помощью особых карточек, на которых слова напечатаны целиком. Основной прием обучения – кратковременная и многократная демонстрация карточек малышу с одновременным произношением его вслух. Можно развесить и напечатанные буквы по комнате, периодически показывая их ребенку.

У методики много почитателей, но и критиков тоже немало. Так, например, некоторые специалисты делают упор на том, что метод разработан для детей с задержками в развитии и базируется на устаревших взглядах на детскую психологию.

Классическое слоговое чтение

Данная методика является классической в российском дошкольном и школьном образовании. Сначала ребенок учит буквы, затем соединяет их в слоги, а из слогов – составляет слова. Быстрой методику не назовешь, однако она идеально учитывает особенности психологии ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Если обучение чтению по слогам начинают родители, важно знать: проще всего учить с ребенком не букву, а звук, который она обозначает: не ПЭ, а П, не ЭС, а С и т.д. В результате малыш быстрее поймет, что «МАМА» читается именно так, а не «ЭМ-А-ЭМ-А». Лучше также сразу научить различать согласные и гласные звуки, познакомить с ударением и закреплять навык написания каждой буквы. Азбука, плакаты-звуковички, кубики с буквами станут отличным подспорьем при данной методике обучения дошкольника чтению.

Какие лучше покупать книги

Какой бы методики не придерживались родители в обучении дошкольника чтению, без книг не обойтись! Они должны отвечать следующим требованиям:

  • быть яркими и красочными, с хорошими иллюстрациями;
  • обладать крупным, хорошо пропечатанным шрифтом;
  • книжки с песенками и звуковым сопровождением использовать можно, но только дополнительно – они отвлекают малыша;
  • качество — главное требование к книгам для самых маленьких: лучше всего выбирать из плотного картона, с немажущимися картинками и буквами и без постороннего химического запаха.

Это могут быть и сказки, и стихи, и рифмованные «азбуки». Но каждая книжка должна нести определенный смысл, ее должно хотеться читать!

Не стоит давить на ребенка, настаивать на занятиях, сердиться, если у малыша не получается. Привить насильно любовь к чтению невозможно, и даже если из-под палки ребенок выучит все буквы, вряд ли в дальнейшем он станет брать книгу в руки с удовольствием.

Поделиться
Класснуть

Комментарии

Комментарии к материалу закрыты.