Как развить фонематический слух у ребёнка?

Умение произносить звуки и понимать их отличия является одним из главных показателей того, что обучение в школе будет складываться успешно. В дошкольных образовательных учреждениях, подготовку осуществляют воспитатели согласно установленной программе.

Умение произносить звуки и понимать их отличия является одним из главных показателей того, что обучение в школе будет складываться успешно. В дошкольных образовательных учреждениях, подготовку осуществляют воспитатели согласно установленной программе, однако и на родственниках лежит ответственность за то в какой мере у малыша будет развит речевой аппарат и мышление. А чтобы они были развиты на должном уровне, нужно уделить особое внимание способности ребенка различать отдельные фонемы.

Что собой представляет фонематический слух?

Если, начиная с четырех лет у ребенка невнятная речь, он путает в произносимых словах звуки, заменяет их в составе слова на другие, можно говорить о том, что присутствует неразвитость слуха. Чтобы устранить эти нарушения, работать нужно комплексно не только педагогам, но и родителям.

Речь может идти не только о том, что ребенком не занимались в результате чего возникли проблемы, здесь возможна даже физическая патология, например, сниженный слух. В этой ситуации нельзя пренебрегать помощью докторов. Возможна и другая сторона, ребенку могут потребоваться всего лишь коррекционные упражнения, которые мама или папа по наставлению специалиста могут выполнять самостоятельно.

Фонематический слух – это слух с более тонкими возможностями. Благодаря ему малыш способен узнать звук, отнести его к конкретной категории, систематизировать и использовать в своей речи.

Каким образом определяется развитость этого слуха:

  • Ребенок может услышать искомый звук в произнесенном слове и уверенно его назвать, или сказать какого звука в слове нет;
  • Может различить слова, которые идентичны по звучанию, но несут разный смысл;
  • Может различить слова, которые включают в себя идентичные фонемы.

Мозговая активность детей набирает повышенную интенсивность и благодаря способности ребенка различать фонемы, появляется возможность решить не только задачи речевого типа, но и логического.

Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет

Работа специалистов, мам и пап или воспитателей заключается в том, чтобы ознакомить ребенка с самыми простыми методами анализа слов:

  • Правильная постановка ударения;
  • Деление на слоги;
  • Понимание значения каждого произнесенного звука;
  • Выделение конкретных звуков.

Если ребенок научится решать эти задачи, то его можно начать подводить к одному из самых важных этапов обучения – анализу звукового состава слова.

Что может помочь развить такой слух? Конечно же специальные занятия. Но прежде чем приступить к конкретному упражнению, нужно знать, что вся методика обучения включает в себя 6 конкретных этапов:

  1. Фонематическая тренировка – распознавание звуков, которые издают отдельные приметы;
  2. Отличие силы, высоты и тембра голоса;
  3. Отличие набора фонем;
  4. Отделение слогов;
  5. Выделение отдельных звуков из слова;
  6. Ознакомление с элементарными анализами слов и синтеза.

Провести упражнения, которые будут соответствовать конкретному этапу не сложно. Самое главное, чтобы они проводились под видом игры, которая не будет вызывать отторжение к обучению. Все что требуется это подготовить материал к проведению изучить методику.

Проверка степени развития фонематического слуха у детей 5 лет

Узнать о том, на каком уровне развит показатель слуха, можно без специалистов. Для этого достаточно продемонстрировать ребенку карточки, на которых нарисованы предметы, природные явления или звери. Все изображения должны отличаться только внешне, но должны быть идентичными в произношении. Мама или папа, должен говорить слова, а ребенок находить их на картинках.

При каких условиях можно получить правдивые результаты:

  • Тот, кто проводит занятие с малышом должен только называть предмет, а ребенок только показывать;
  • То, что изображено на картинке должно называться в разной очередности;
  • Делать дополнительных объяснений в процессе проведения тестирования не нужно;
  • Не нужно в процессе работы смотреть на изображение, которое называют, так как ребенок это заметит;
  • В процессе называния предметов, взрослому следует прикрыть рот листком бумаги, чтобы ребенок мог найти изображение основываясь только на звуке;
  • Следите за реакцией ребенка, он может показывать картинки наугад.

Занятия для развития фонематического слуха для детей 5 лет

К проведению занятий нельзя приступать спонтанно. Заниматься нужно только тогда, когда у ребенка хорошее настроение, он сыт и здоров. Если ваше чадо не изъявляет желания заниматься, то против воли этого делать не следует.

Какие занятия можно проводить:

Звук в коробке

Для этой игры нужно емкость, которую наполняют разными крупами, бусинами, орехами. Ребенок должен потрясти этой емкостью и определить, что было помещено внутрь.

Чей это звук?

Для игры можно взять самые разные предметы, например, стакан, пакет, ложка, линейка из дерева. Сначала взрослый демонстрирует какие звуки могут издавать эти предметы при постукивании, ребенок может и сам попробовать повторить это. После этого ребенок должен закрыть глаза и попытаться угадать, чем именно стучит взрослый.

Есть ошибка или нет.

Ребенку называют одно и то же слово, но один раз с ошибкой. Когда малыш слышит неправильное произношение, он должен оповестить об этом, например, хлопнув в ладоши.

Кто с тобой говорит?

Для этого занятия можно записать голоса мамы, папы, бабушек и дедушек и дать послушать ребенку. Задача малыша угадать, чей именно голос он слышит. Такую же игру можно проводить, используя звуки животного.

Все эти игры позволяют давать ребенку навыки слуха, но только в том случае, если сам процесс будет ему интересен.

Обратите внимание, что развитие слуха – это очень важный процесс, так как он тесно связан со способностями читать и писать в школе. Конечно, воспитатели в дошкольных учреждениях направляют свою деятельность на обучение ребенка звукам, но и родители не должны забывать уделять этому вопросу особое внимание и заниматься со своими детьми.

Поделиться
Класснуть

Комментарии

Комментарии к материалу закрыты.