Пятилетний ребенок находится на особом этапе развития: совсем скоро позади останется дошкольный возраст, а впереди – новый период: школа. Шестой год жизни – не только время интенсивного физического развития, развивается и интеллект малыша, и его речь. Посещающие дошкольные учреждения дети легче и быстрее осваивают нормы и лексические богатства родного языка по сравнению со сверстниками, которые в детский сад не ходят. Но родители, мечтающие вырастить малыша умным и успешным, вполне способны сделать это, не обладая глубокими педагогическими познаниями. Достаточно знать о возрастных особенностях речи дошкольника 5 лет и развивать их.
Интонация, высота и сила голоса
Интонацию голоса, его мелодику начинают улавливать еще груднички. Так они различают эмоциональные чувства по отношению к себе говорящего: ласку, строгость, одобрение, порицание. Это не только развивает малыша психоэмоционально, но и учит его управлять своим голосом. К шестому году жизни ребенок превосходно владеет этим, пользуясь интонационной выразительностью речи. В немалой степени развитию этой выразительности способствует усвоение требований со стороны взрослых. Интонационная выразительность – это предпосылка выразительности языковой, которая развивается на протяжении всей жизни человека.
К старшему дошкольному возрасту в норме ребенок обладает нормальным темпом речи: говорит, не смазывая слова, не быстро и не слишком медленно. Если малыш торопится, рассказывая о чем-то, следует объяснять, что так он недостаточно четко произносит слова, и понять его сложно. Ребенок еще недостаточно владеет интонационным логическим ударением, однако отлично различает его в чужих фразах. Взрослым важно, обращаясь к дошколенку, делать акцент на значимых словах, особенно – в предложениях вопросительных.
Выразительность речи также базируется на правильном дыхании: малыши, им не владеющие, неправильно расходуют в потоке речи воздух, комкают слова и захлебываются. В процессе физиологического развития артикуляционных органов формируется правильный темп речи. Способствуют этому и специальные логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика.
Фонематический слух
Фонематический слух – это не просто способность слышать, но и различать звуки языка. Формируется он с первых месяцев и окончательно складывается ближе к завершению третьего года жизни. Это – основа понимания услышанного. Малыши, у которых хорошо развит фонематический слух, рано и хорошо начинают говорить. К шестому году жизни ребенок способен правильно произносить глухие и звонкие, свистящие и шипящие звуки, различать их. О недостаточном уровне сформированности фонематического слуха говорят такие факты:
- ребенок искажает, пропускает или заменяет звуки другими в потоке речи;
- плохо различает слова, близкие по звучанию, вроде «том-дом», «белка-балка».
К шестому году жизни дети, с которыми проводятся регулярные занятия по развитию речи, достаточно ориентируются в звуковом составе слов, определяют нахождение заданного звука – в начале или конце слова либо в середине.
Словарный запас
Лексический запас у старших дошкольников достаточно широк, включает более 3000 слов. В речи применяются названия учреждений (поликлиника, банк, почта), профессий, видов транспорта (не просто «машина», например, а «пожарная машина», «КАМаз», «трактор» и т.д.). Владеет ребенок и в достаточной степени обобщениями, синонимическими и антонимическими значениями слов и использует их адекватно речевой ситуации. Что еще должен знать пятилетка? Прежде всего: название населенного пункта, в котором живет, и свой адрес, имена и фамилии родителей и их профессии, перечислять также поименно всех иных членов семьи, указывать их возраст. Кроме того, словарный запас должен отражать накопленный социальный опыт, который ребенок получает в результате игровой и познавательной деятельности.
Грамматический строй речи
Речь старшего дошкольника грамматически правильна. Он употребляет как простые предложения, так и сложные. Кроме того:
- согласовывает слова в словосочетаниях и предложениях, следуя нормам падежной парадигмы и склонениям по рода и числам;
- может образовывать притяжательные местоимения и активно использовать их в речи;
- пользуется предлогами и т.д.
Незначительные грамматические погрешности – это вариант нормы, и, как правило, устраняются они довольно быстро: достаточно осторожно поправлять дошкольника, указывая на речевые недочеты. Кстати, дети и сами довольно внимательны к речи окружающих, неплохо замечают грамматические изъяны речи и выделяют ошибки. На этом можно строить развивающие упражнения для закрепления грамматических речевых норм.
Связанная речь
К шестому году жизни дети осваивают монологическую речь, способны к пересказу небольшого текста (до полусотни предложений). В диалоге используют ответы как краткие, так и полные. Овладевший связной речью дошкольник способен излагать свои мысли четко и последовательно, без отвлечений на незначимые и посторонние детали. Основные приемы, способствующие развитию связности речи у детей, это:
- беседа;
- пересказ;
- сюжетно-ролевые и дидактические игры и т.д.
При этом развитие связной речи у детей не происходит стихийно, а формируется под воздействием языковой среды, окружающей ребенка, в результате занятий и упражнений, к чему усилия должны приложить и взрослые.
Игры по развитию речи
Игр, способствующих речевому развитию дошкольника, огромное множество. Они могут проходить в форме занятий или быть спонтанными, с использованием дидактического материала или без него.
Важно помнить: речь развивается в процессе общения, поэтому говорить с дошкольником необходимо! Речь и мышление взаимосвязаны! Если родители мечтают, чтобы их малыш вырос умным и успешным, начинать нужно с элементарного: научить малыша говорить и слушать и постоянно общаться с ним.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.