Развиваем речь ребёнка в 3 года правильно

Каждый родитель с нетерпением ожидает, когда короткие и невнятные звуки, которые произносит чадо начнут перерастать в слова, фразы и целые предложения. Но что делать, если со стороны развития речи, чадо отстает от своих одногодок?

Каждый родитель с нетерпением ожидает, когда короткие и невнятные звуки, которые произносит чадо начнут перерастать в слова, фразы и целые предложения. Но что делать, если со стороны развития речи, чадо отстает от своих одногодок? Следует понять, что какой же уровень речи соответствует этому возрасту и по каким критериям оцениваются его навыки.

Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

Разговор должен быть развит на таком уровне, который бы позволял вести элементарную беседу, проводить короткий рассказ, играть в тематические игры.

Какие навыки появляются в этом возрасте:

  • Рассказать информацию о себе. Назвать имя, пол, возраст при этом он может не только рассказать это, но и показать на пальцах.
  • Составлять предложения, которые будут включать в себя от 3 до 5 слов. Наличие ошибок при этом допускается.
  • Сделать слово уменьшительно-ласкательным с помощью суффиксов. Например, кошка-кошечка.
  • Применять приставки и синонимы.
  • Использовать в процессе разговора слова несущие обобщающий характер.
  • Выговаривать правильно почти все звуки, исключение могут составлять сложные.

Какой же объем слов должен быть у вашего чада? Если говорить о реальных объемах, то средний показатель слов, который использует ребенок должен варьироваться от трехсот до семисот. Всего ребенок должен понимать от тысячи произнесенных слов. Но это не предел, запас слов должен постоянно увеличиваться, поэтому родителям следует следить за происходящими изменениями.

Нормы развития речи

Нормы, по которым происходит развитие можно определить, отталкиваясь от умений. Например, задержка может отображаться в неумении правильно выговаривать некоторые звуки. Конечно, в этом возрасте замена некоторых слов с помощью звуков допустима, но посещение специалистов лучше не откладывать. Нужно понять, по какой причине ваше чадо плохо говорит.

Отклонения могут проявляться и в долгом протягивании слов при разговоре, например, пппппапа, гугугулять – это может указывать на то, что у ребенка присутствует заикание. В этой ситуации следует обратиться к невропатологу и логопеду. Чаще всего, такие проблемы решаются с помощью развития дыхания и артикуляционных гимнастик.

Когда нужно принимать меры:

  • Вы заметили, что ваше чадо не понимает текст, который читается и не может связать нескольких слов для пересказа;
  • Ребенок не слышит даже громких звуков и часто просит прибавить громкость при просмотре телевизора.

Такие симптомы могут свидетельствовать о том, что у ребенка нарушенный слух. Рекомендуется обратиться к специалистам.

Методики развития речи

Некоторые думают, что ребенок просто ленится разговаривать. Иногда так и бывает, нечто схожее с ленью, становится залогом немногословности.

Если установлено, что никаких причин физиологического или психологического типа нет для отставания в развитии нет, то решение проблемы элементарно – нужно больше общаться с ребенком.

Что требуется от мам и пап:

  • Создавать ситуации, в которых у ребенка не будет возможности промолчать, например, можно спросить какое из двух блюд он будет кушать на обед. Даже кивок будет лучшим результатом чем молчание.
  • Предлагайте ребенку поговорить по телефону со знакомыми людьми. У малыша в любом случае появится желание провести беседу, даже если в процессе живого общения он чаще всего молчит.
  • Регулярно разговаривайте о том, что видите вокруг. Рассматривайте со своим чадом деревья, птиц, прохожих. Возможно ребенок не сразу начнет беседовать с вами, но рано или поздно ему захочется построить диалог.
  • Проводите упражнения на подвижность языка, для развития дыхания;
  • Работайте с организацией интонации и громкости.

Игры для развития речи

Все обучающие процессы в возрасте от 3 до 4-х лет проводятся под видом игр, например:

Расскажите сказку про озорной язык. Для проведения занятия потребуется зеркало. Ребенок должен смотреть в него, а мама или папа рассказывать сказку, что язычок живет во рту, он очень любит узнавать что-то новое, любит выглядывать за пределы ротика, смотреть по сторонам. Еще он очень любит играть в прятки.

Лошадка. Это задание рекомендуется проводить по несколько раз в сутки и каждый день. Ребенка нужно попросить поцокать.

Повтори. Игра позволит ребенку выговаривать слова максимально правильно. Для занятия потребуются разнообразные изображения. Каждый набор картинок должен подчеркивать конкретный звук. Очень важно, чтобы именно эти звуки произносились легко, скорость при это не важна. Дальше можно подобрать изображения с акцентом на гласные звуки.

Объедини. Игра позволит развить мышление, основанное на образах. Для этой игры, как и для предыдущей понадобятся карточки с изображением бытовых предметов, природы или животных. На столе выкладывается несколько карточек и нужно попросить малыша, чтобы он назвал их по отдельности, а затем объединил все предметы, одним словом. Можно провести занятие наоборот, например, попросить ребенка назвать те овощи или животных которых он знает.

Предлог. Упражнение дает возможность употреблять слова с предлогами. Для проведения можно использовать любые элементы, которые есть под рукой: игрушки, книги, чашка. Просите ребенка назвать, где именно находится игрушка. Можно подсказывать, если ребенок не справляется с задачей.

Вата и воздух. Позволяет развить дыхание у ребенка и научить его контролировать свою силу. Для этого упражнения потребуются ватные шарики. Их раскладывают на столе и вместе с ребенком дуют на них. Выигрывает тот, чей шарик оказывается на краю стола быстрее.

Кроме перечисленных занятий, развитие ребенка должно включать в себя творчество, можно использовать рисование, рукоделие или лепку. Все это позволит развить движения рук и сделать внимание более концентрированным. Дети, которые занимаются этими видами деятельности способны быстрее запомнить новую информацию и быстрее обучаются.

Поделиться
Класснуть

Комментарии

Комментарии к материалу закрыты.