Как привить художественно-эстетическое восприятие детям?

Человек способен не только видеть и чувствовать прекрасное, но и создавать его. Однако эти способности нужно развивать, желательно, с раннего возраста. Помните фразу: «Один смотрит в лужу и видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды»?

Человек способен не только видеть и чувствовать прекрасное, но и создавать его. Однако эти способности нужно развивать, желательно, с раннего возраста. Помните фразу: «Один смотрит в лужу и видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды»? Мы не узнаем, кто эти двое, но можем предположить, что родители и педагоги первого не слишком озадачивались развитием его художественно-эстетических взглядов, а второй рос в окружении, где присутствовала любовь к искусству и ценилась красота.

Когда начинать прививать ребенку любовь к прекрасному?

В вопросе развития эстетического восприятия у детей нет понятия «слишком рано». Малыш с рождения как губка впитывает все, что видит, слышит, ощущает. Его окружение влияет на его эстетическое становление. Этот процесс длительный и сложный.

С первых месяцев жизни кроха уже обращает внимание на яркие предметы и игрушки. Он тянется к ним и хочет прикоснуться, пощупать, а иногда и попробовать на зуб. Малышам нравится красивая, спокойная музыка, добрые песни мамы, яркие картинки в книжках, нехитрые рифмосплетения детских стихов. Все это вызывает у них положительные эмоции. Каждый ребенок имеет врожденную способность чувствовать прекрасное, а задача родителей и педагогов – развить этот дар.

Невозможно за один час объяснить малышу, что такое прекрасное, воспитать в нем эстета. Это трудоемкий процесс, требующий огромных усилий как со стороны родителей, так и от педагогов. Развитие у ребенка эстетического вкуса происходит год за годом, подобно капле воды, которая оттачивает камень.

Самым оптимальным периодом для начала эстетического воспитания считается возраст 2-6 лет. Маленький ребенок активно исследует окружающий мир, учится понимать его, изучает свойства предметов, в первую очередь, оценивая их внешние качества. Ежедневно кроха получает новые впечатления и эмоции от увиденного и услышанного не только в пределах дома и семьи, но и на прогулке, во время посещения общественных мест, в процессе общения с другими людьми. В возрасте до 7 лет ребенок с жадностью впитывает знания, формирует новые умения, не боится ошибиться. К раннему школьному возрасту ребенок уже накапливает некоторый опыт и может критично относиться к своей личности. В нем появляется неуверенность в своих силах и возможностях. Поэтому важно позволить дошкольнику попробовать себя в различных направлениях и сферах, найти, раскрыть и приумножить свой талант.

Как развивать эстетическое восприятие ребенка?

Существует множество методов развития эстетического восприятия у детей. Их выбор зависит от ряда факторов, таких как возраст дошкольника, его природные таланты, среда, в которой он проживает, интересы членов его семьи. Основные методы, использующиеся в детских садах, центрах детского развития и в условиях дома:

  • обучение прикладным видам творчества: лепка из пластилина, рисование, создание аппликаций;
  • знакомство с различными видами искусства в разговорной форме;
  • прослушивание музыкальных композиций, биографий великих композиторов;
  • посещение театра;
  • чтение сказок, стихов;
  • обучение танцам, пению;
  • наблюдение за природой;
  • посещение выставок, музеев, концертов.

Важно не только рассказать ребенку о многообразии «красивого» в мире, научить малыша петь, танцевать, рисовать, но и развить в нем способность чувствовать прекрасное, желание заниматься творчеством.

В кругу семьи

Для успешного развития эстетического восприятия дошкольника важно, чтобы его постоянное окружение располагало к этому. Именно в семье формируется основа эстетического развития дошкольника. Малыш должен ежедневно быть окружен прекрасным, и это касается не только предметов искусства и обстановки в доме. Ребенок-дошкольник должен видеть хорошее отношение людей, слышать грамотную речь, слушать красивую музыку. Родители являются главным примером для крохи. Он равняется на них, копируя манеру разговора, подражая интересам, вкусам.

На заметку: важно, чтобы ребенок рос в чистоте и уютной обстановке. Благоприятно на развитие у малыша положительного отношения к искусству влияет наличие в домашнем интерьере картин, коллажей, статуэток.

Художественно-эстетическое воспитание ребенка в кругу семьи подразумевает:

  • воспитание хорошего музыкального вкуса: можно петь с крохой детские песни, включать спокойные мелодии, классические произведения (для малышей подходят мягкие произведения Моцарта, Шопена, Бетховена);
  • обеспечение возможности заниматься творчеством: у малыша должно быть все необходимое для рисования, лепки, создания аппликаций;
  • прививание любви к творчеству, рукоделию: с крохой можно создавать подарки для родных, праздничные украшения для дома;
  • чтение книг: сказки, рассказы и стихи помогают ребенку развивать фантазию, воображение, сопереживать героям, а также знакомят с красотой русского языка и расширяют его словарный запас;
  • прогулки на природе: родители должны рассказывать малышу, как устроен мир, показывать красоту окружающей его природы и природных явлений, учить замечать красивые мелочи, к примеру, капли росы на траве или бабочку на цветке;
  • ведение бесед: с малышом обязательно нужно разговаривать, рассказывать ему об окружающем мире, передавать свой личный опыт.

Родители могут посещать с малышом выставки, интересные в его возрасте, ходить в театр, музеи, планетарий. Перед мероприятием следует провести подготовительную беседу, рассказать о правилах поведения в общественном месте, а после – узнать о впечатлениях, полученных дошкольником.

В детском саду

В отличие от эстетического развития детей в кругу семьи, где в первую очередь при выборе методов учитываются таланты и интересы конкретного ребенка, в детских садах педагоги используют независимые виды художественной деятельности, применимые для групповых занятий. Основные методы художественно-эстетического развития, используемые в детских садах:

  • музыкальные занятия;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • занятия, направленные на повышение культуры речи;
  • занятия физкультурой;
  • организация утренников, праздников;
  • художественная деятельность, направленная на развитие навыков изобразительного и прикладного искусства.
На заметку: проводимые в кругу сверстников занятия в дошкольных учреждениях мотивируют ребенка к деятельности.

Дома дошкольнику может быстрее наскучить занятие, особенно, если у него что-то не получается, а в саду он берет пример с других деток, старается выполнить задание не хуже других, ищет необычные способы решения задачи.

Важность эстетического развития детей

Каждый малыш имеет определенные природные таланты, развитие которых поможет ему в учебе в школе, позволит определиться с деятельностью во взрослой жизни. Психологи и педагоги уверены, что развитие творческих способностей у детей – это залог их успешности во взрослой жизни. Духовно и эстетически развитый ребенок лучше усваивает новую информацию, более спокоен, проявляет больший интерес к учебе и достигает в ней высокие результаты.

Развитие художественно-эстетического вкуса у дошкольника позволяет ему совершенствоваться всесторонне, развивать свою личность, самовыражаться в творчестве. Как известно, красота в глазах смотрящего, а эстетическое воспитание помогает ребенку сформировать способность видеть прекрасное, развить хороший вкус и чувство гармонии.

Поделиться
Класснуть

Комментарии

Комментарии к материалу закрыты.