Фантазия у детей проявляет себя в раннем возрасте, когда малыш пытается проводить игры с некоторыми предметами. Ребенок представляет, что круглый предмет может заменить мяч, длинная башня из конструктора – это ракета, а пустая коробка – это машина. Подавлять подобные проявления нельзя, так как такое действие может повлиять на дальнейшую креативность. Наоборот каждую новую фантазию нужно поощрять и создавать оптимальные условия для дальнейшего развития.
Когда можно заметить первые проявления фантазии? Как правило, это наблюдается у детей после трех лет. Именно к этому периоду у малютки имеется достаточный опыт, который позволяет формировать творческую фантазию. Например, ребенок, который уже умеет пользоваться столовыми приборами, в процессе игры делает вид, что кормит куклу или другую любимую игрушку.
Фантазия позволяет создать конкретные образы в голове ребенка.
Условия развития воображения
В период от пяти до двенадцати лет начинает формироваться творческое мышление. Если в этот период не поддержать развитие, то родителям будет сложно наверстать то, что уже упущено. Чадо, с которым не занимались в этом направлении, в дальнейшем может не проявлять интереса к творчеству, не будет фантазировать и не сможет мыслить рационально.
У мышления творческого характера, есть одна особенность, его нельзя развить самостоятельно. С целью развития можно лишь использовать специальные методики и создавать требуемые условия. Кроме того, умение малыша проявлять фантазию будет зависеть от той среды обитания, в которой он находится и от того, какой степенью педагогической подготовки обладают родители.
Характеристика творческой фантазии
Творческое мышление разделяют на несколько типов:
- Пассивное независящее от ребенка;
- Произвольное активное.
Первый вид проявляет себя в том, что воображаемые образы могут возникать независимо от желания человека. Эти проявления характерны для дошкольников. Признаками этого типа фантазии являются сны, которые ребенок путает с реальностью. Что касается времени бодрствования, то малыш с легкостью может представлять интересные образы.
Произвольно-активный вид проявляется за счет поставленных перед ребенком вопросов. Чаще всего действие такой мышления можно заметить в процессе проведения игр. В этом случае фантазия начинает проявлять себя в полную силу, так как малютка начинает выстраивать образы и соответствовать им.
Особенности воображения
Воображение у дошкольников развивается на основе трех фаз:
- На первой фазе лидируют сказки;
- Соединение фантазии и мышления;
- Комбинирование фантазии и интеллекта.
В возрасте трех лет детям присуща первая фаза. Она закладывает фундамент для дальнейшей идеализации. К тому моменту, как фаза будет заканчиваться. Ребенок уже будет способен выразить свои представления словами.
В следующие несколько лет, чадо обучается расстановке действий с целью получения требуемого результата. И уже в более старшем возрасте малыш способен воссоздать более глубокие представления. Фантазия начинает совершенствоваться, а каждая деятельность будет опираться на творчество. Для того, чтобы поспособствовать развитию воображения на каждом из этих этапов, были разработаны специальные методы.
Игры, как инструменты развития
Даже самые элементарные игры позволяют приучить малыша к самостоятельности. Благодаря несложным игровым процессам, можно научить малыша чистить зубы, убирать игрушки. Сам процесс не только полезный, но и веселый.
Есть лети, которые с рождения способны фантазировать, другим же это может даваться сложно. И первые и вторые остро нуждаются в родительских поддержках.
Воображение у детей относится к особенно важным чертам, так как во взрослой социальной жизни, без него нельзя достигнуть чего-то большего. Поэтому очень важно уделить внимание его развитию. Хвалите ребенка за выдумки, не ругайте за фантазии, позволяйте проявлять себя в любое время, дома, на прогулке.
Чтобы совершенствовать способности малыша, можно использовать следующие методы:
- Рисование;
- Работу с пластилином;
- Игру с прочитанными сказками;
- Описание картинок.
Примеры игровых заданий для дошкольников
В качестве игровых заданий ребенку можно предложить:
- Самостоятельное изготовление карточек, на которых можно изобразить любые рисунки. Ребенок к каждой карточке может придумать интересную или невероятную историю.
- Рассмотреть вечером огни в соседних домах. Малыш может рассказать, на что похож узор горящих окон. Подобное занятие подходит и для облаков.
- Ребенок может капнуть на лист бумаги чернилами или водой. Предложите ему подумать, на что похожа клякса. Можно предложить дорисовать кляксе несколько деталей, чтобы получилось животное или предмет.
- Включите малышу классическую музыку. Во время прослушивания ребенок может закрыть глаза, а после рассказать, какие образы во время музыки у него всплывали.
- Помогите малышу назвать предмет другим словом. Например, мяч арбузом. При этом мама или папа может делать вид, что нарезает его на дольки и угощает всех.
Влияние сказок на ранее развитие воображения
В сказках заключается большой воспитательный потенциал. Именно их принято считать самыми эффективными для развития творческого мышления. Малышу нужно читать сказки как можно чаще, ведь волшебство, которое присутствует в сюжете, обучает детей воображать и совершать хорошие дела. Кроме того, именно сказка дает возможность ребенку научиться отличать плохое от хорошего. В процессе чтения, нужно останавливаться и пояснять детям сюжет на понятном языке, после чего давать им время осмыслить сказанное.
Сказки дают возможность ребенку:
- Понять опыт многих лет и культурные особенности поколений;
- Умение различать сюжетные линии;
- Узнать, что такое окружающий мир;
- Освоить элементарный учебный материал;
- Развить толерантность;
- Развить креативность;
- Постановить речь;
- Развить память.
Ребенок благодаря созданному образу в голове, начинает понимать собственную значимость. Воображение позволяет почувствовать себя созидателем. Воображение позволяет даже в конкретном деле довести его до конца.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.