Методы развития кругозора у дошколят

Родители маленьких почемучек подтвердят: дети в возрасте от 3 до 6 лет задают десятки, а иногда и сотни вопросов ежедневно. Детки-дошкольники непрерывно познают окружающую действительность, они желают знать все на свете.

Родители маленьких почемучек подтвердят: дети в возрасте от 3 до 6 лет задают десятки, а иногда и сотни вопросов ежедневно. Детки-дошкольники непрерывно познают окружающую действительность, они желают знать все на свете. Почему цыплята желтые? Как дышит муравей? Почему коты не носят ботинки, а люди носят? Этот не заканчивающийся поток вопросов нельзя обрывать резким «Подожди!» или «Давай позже!», ведь любознательность, стремление узнать что-то новое, найти объяснение происходящему – это основы познавательного развития дошкольников. Каждый ответ на вопрос ребенка расширяет его кругозор, делает его более уверенным в себе, помогает ориентироваться в окружающем мире, принимать правильные решения. Первыми помощниками ребенка в познании мира становятся его родители.

Основы познавательного развития

Каждый день ребенок-дошкольник открывает для себя новые вещи, слышит незнакомые слова, замечает удивительные для него природные явления. Все это позволяет ему составить первичный образ мира. Взрослые, находящиеся с ним рядом (родители, воспитатели в саду, педагоги), должны поддерживать познавательную активность малыша, и не только знакомить его с жизнью, но и помогать ему в ее понимании. Важно включать ребенка в осмысленную деятельность, чтобы он не только получал ответы, но и сам пытался их найти.

Познавательное развитие ребенка подразумевает:

  • формирование у малыша жажды к знаниям;
  • помощь в познании мира через игру;
  • развитие фантазии, любви к творчеству;
  • формирование собственного отношения к происходящему вокруг;
  • понимание собственного Я.

Ребенок должен развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, а также уметь анализировать полученную информацию, делать выводы на основе своего опыта. Ежедневно дошкольник что-то видит, слышит, ощущает, переживает. В процессе этого он узнает и усваивает новые для себя элементы действительности, накапливает опыт.

Методы познавательного развития дошкольников

Выбирая методы познавательного развития для дошкольников, стоит помнить, что процесс познания у детей и взрослых кардинально отличаются. Тогда как взрослые познают мир осмысленно, у детей этот процесс основан на эмоциях. Для них важнее не сама информация, а их собственное отношение к происходящему. Именно поэтому всю информацию малышам проще передать в ходе игры.

На заметку: в процессе игры у детей активизируются различные психические процессы, позволяющие улучшить запоминание информации, повысить внимание, активизировать мышление, логику.

Важно также учитывать возрастные особенности детей. Для детей 3-летнего возраста в познании окружающего мира важно взаимодействовать с предметами, щупать их, передвигать, иногда даже пробовать на зуб. К 4 годам малыши уже накапливают знания об окружающем мире, и у них появляются вопросы о свойствах предметов, их предназначении. В 5-6 лет ребенок-дошкольник уже имеет определенный багаж знаний, который нужно постоянно пополнять. У него уже формируется собственное отношение к происходящим вокруг него процессам, различным предметам, людям.

Познавательные занятия с дошкольниками разного возраста

Проводить познавательные занятия с дошкольниками можно от момента, когда ребенок начинает повторять первые слова и вплоть до самой школы, и даже дольше. Родители младших школьников могут пополнять багаж знаний ребенка, не ограничивая его полученной в школе информацией и навыками.

Занятия с малышами 2 лет

Организовывая процесс познавательной деятельности для самых маленьких почемучек возраста 2 лет, упор нужно делать на совместные занятия. Родители знакомят малыша с миром животных и растений, разнообразием птиц и насекомых, окружающими его вещами повседневного использования. Ребенку нужно показывать, что предметы имеют определенные сходства и различия, к примеру, по цвету и форме. Удобно использовать для этого наборы карточек с изображениями овощей, фруктов, предметов мебели, одежды.

Занятия должны быть направлены на тренировку памяти малыша, его умение распознавать вещи, отличать съедобное от несъедобного, находить заданный предмет на картинке. В возрасте 2-х лет малыша может заинтересовать игра с поиском «лишнего» предмета. Можно использовать в игре предметы разных форм, предназначения, с отличными свойствами.
В возрасте 2х лет малышу будут интересны игры со звуковым сопровождением. Родители могут включать крохе голоса разных животных, рассказывая о них. Закреплять знания можно, показывая животных на картинках. После можно предложить крохе угадать, кто из животных мог издавать такой звук.

Простые задания в 2-летнем возрасте готовят малыша к более серьезным занятиям в 3-4 года. Кроха должен получать удовольствие от познавательной деятельности, с интересом увлекаться игрой.

Познавательная активность 3-леток

В возрасте 3х лет ребенок выполняет более сложные задания. Он не просто знакомится с новыми предметами, понятиями, вещами, а уделяет повышенное внимание деталям, к примеру, теперь перед ним не просто собака, а померанский шпиц, не рыбка, а сом. Ребенок учится конкретизировать, расширяет свой кругозор.

Трехлетки особый интерес проявляют к новым персонажам, к примеру, динозаврам. В этом возрасте с ребенком можно разгадывать загадки, сравнивать картинки, стараясь найти между ними отличия. Малыша можно знакомить с профессиями, музыкальными инструментами, разными видами деревьев и кустарников.

В этом возрасте к занятиям можно подключать такой метод как экспериментирование. Его непременно стоит использовать и в более старшем возрасте, с детьми 4-6 лет. Дети с огромным любопытством и интересом наблюдают за преобразованием жидкости в лед или пар, простыми химическими реакциями, которые можно повторить дома, например, смешиванием уксуса и соды. Увлечь ребенка-дошкольника и показать ему удивительное многообразие цветов можно с помощью пищевых красителей.

Познавательные занятия с 4-летками

В возрасте 4 лет ребенок начинает осознавать, что он – личность. Если раньше преобладали совместные занятия, то теперь дошкольник должен почаще проявлять самостоятельность. В процессе самостоятельной деятельности проявляется его творчество, он получает возможность самовыражения.

Во время занятий можно использовать проектную работу. Родитель или педагог должен поставить перед ребенком задачу и создать условия для ее выполнения. В этом возрасте лучше всего работает подражательно-исполнительный метод познавательной активности, когда малыш повторяет за взрослым его действия или выполняет его наставления.

В занятиях с детками 4х лет можно понемногу использовать информационно-коммуникативные технологии: показывать познавательные видеосюжеты, мультфильмы, предлагать сыграть в логические игры.

Занятия с детьми 5-6 лет

В 5-6 лет дошкольник уже способен анализировать полученную информацию и рассуждать. В этом возрасте стоит активно подключать к занятиям исследовательскую деятельность. Ребенок совершает определенные действия, оценивает их результат, экспериментирует, ищет другие решения ситуации. Поиск и исследование позволяют получать новую информацию, дополняя ей уже имеющийся багаж знаний. Родителям и педагогам важно помочь ребенку выбрать объект для исследований, подсказать способы его изучения.

На заметку: в этом возрасте дошкольника могут заинтересовать предметы искусства, музыкальные произведения и композиторы. Можно предложить познакомиться с особенностями культуры разных стран и обычаев народов мира.

Разнообразить занятия помогут компьютерные игры на логику, мышление, внимательность. Можно использовать тренажеры для чтения и счета, а также игры, в ходе которых нужно найти отличия между картинками, решить несложные задачи, посчитать, распределить предметы по категориям. Использование компьютерных технологий формирует у ребенка логическое и теоретическое мышление, учит прогнозировать результат действий, повышает усидчивость, внимательность. Ребенок в возрасте 6 лет получает первичные навыки работы с компьютером, что пригодится ему в дальнейшем во время учебы в школе.

Каждый ребенок с момента появления на свет имеет врожденную познавательную активность. Задача родителей и педагогов – усилить эту жажду к знаниям, получению новой информации и впечатлений об окружающем мире, используя для этого различные методы познавательного развития.

Поделиться
Класснуть

Комментарии

Комментарии к материалу закрыты.