С наступлением осени долгие прогулки с малышом на улице становятся редкостью. Теперь все больше времени приходится проводить в спокойной домашней обстановке. Чем же заняться? Почему бы не порисовать! Тем более, что техник изобразительного искусства настолько много, что ни ребенку, ни родителям это занятие долго не наскучит. Кисть и краски – это классика. Но куда интереснее для малышей станет использование в качестве «орудия труда» собственных пальчиков рук, ватных палочек, листочков с деревьев и других нетрадиционных инструментов художника. Вместо акварели для создания шедевров можно использовать специальные пальчиковые краски или пластилин. Мы подобрали для вас самые интересные техники рисования с детьми.
Пальчиковая живопись с детьми
Малыши в возрасте 1-2 лет еще плохо справляются с кисточкой, но им очень понравится рисовать пальчиками своих рук. Окунуть пальчик в краске и провести им по чистому листу – это весело и интересно для крох. Такое пальчиковое рисование помогает малышу познакомиться с цветами и их оттенками, получаемыми при смешивании красок, тренирует мышление и развивает воображение. Ребенок учится чувствовать границы листа, пытается проводить прямые или извилистые линии, изображать фигуры. Это готовит ребенка к следующему этапу – рисованию кистью.
На заметку: для пальчикового рисования можно использовать специальные пальчиковые краски. Они имеют безопасный для кожи малыша состав (в него входят пищевые красители, вода, глицерин и целлюлозный загуститель), легко смываются с тела и отстирываются с одежды.
Чтобы малыш мог вдоволь нарисоваться, а родители – спокойно наблюдать за процессом, не переживая, что краска попадет на мебель, обои или ковер, стоит использовать бумагу в рулонах (как вариант – старые обои). Ее нужно расстелить на полу комнаты. Малыша можно одеть в одежду, которую не жалко испачкать, и усадить в центр «холста».
Малыши возраста 2-3 лет также будут в восторге от пальчикового рисования, но для них задания немного усложняются. Они по-прежнему имеют вид игры, но теперь малыш не просто водит пальчиками по бумаге, наблюдая за процессом смешивания цветов, а учится закрашивать элементы, использует определенные цвета красок, к примеру, листья нужно раскрасить зеленым, а цыпленка – желтым.
Во время рисования ребенок может использовать разные техники, например, кончиками пальцев нарисовать капающий дождик, а тыльной стороной ладошки – тучку. Чтобы развивать воображение малыша, можно создавать рисунки с простыми сюжетами, например, мама может нарисовать курочку, а ребенок должен кончиками пальцев «насыпать» ей зернышки.
На заметку родителям: малышу 2-3 лет понравится превращать отпечаток своей ладошки в забавных осьминогов, жирафов, крабов или других живых существ. Родители могут активно участвовать в процессе. Отпечаток ладошки мамы может превратиться в львицу, а след от руки ребенка – в львенка. Малыш может повторить рисунок родителя или придумать своего персонажа самостоятельно.
Рисование осенними листьями: осваиваем технику «Оттиск»
Деткам 3-4 лет будет интересно создавать рисунки в технике «Оттиск». Один из вариантов занятия – создание рисунка на тему «Листопад», используя в качестве трафарета собранные в парке листья разнообразных форм. Для рисования понадобятся яркие краски желто-красной палитры, лучше использовать гуашь.
В процессе создания рисунка детки учатся аккуратно наносить краску на тыльную сторону листьев и размещать их на бумаге. Рисование в этой технике развивает у ребенка воображение и фантазию, а также дальновидность и мышление, ведь задача состоит не только в том, чтобы создать красивый рисунок, но и расположить несколько крупных элементов на ограниченной площади. Во время создания рисунка ребенок становится более усидчивым, старательным.
Совет: пока малыш рисует, родители могут рассказывать ему про осеннюю погоду, сбор урожая, праздники, которые отмечаются в это время года, читать стихи про осень, расширяя его кругозор.
Пуантилизм: используем ватные палочки вместо кисти
Еще один необычный вид живописи, который понравится деткам любого возраста – точечное рисование или пуантилизм. Главный инструмент – ватные палочки и краски. Обмакивая палочку в краску, ребенок оставляет разноцветные отпечатки на листе бумаги. Это может быть рисование на свободную тему, где малыш проявляет свою фантазию, или выполнение заданий родителя или педагога.
Рисование точками способствует развитию мелкой моторики, творческой фантазии, повышает усидчивость, концентрацию внимания. Такие занятия успокаивают и очень увлекают малышей.
Деткам 2-3 лет можно предложить поставить белые точки на красной шляпке мухомора, нарисовать капельки дождя. Интересное задание – сделать крону дереву точками зеленого или желтого цвета. Родитель или педагог рисует ствол дерева и несколько веток, а ребенок с помощью ватной палочки рисует листву.
Пластилинография: особенности техники
Альтернативой краскам и кисти может стать пластилин. Создание пластилиновых картин или пластилинография – это одна из нетрадиционных техник изобразительного искусства, которая может быть использована как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Что уж скрывать, взрослые создают пластилиновые шедевры с не меньшим интересом.
Пластилинография – это сочетание лепки из пластилина и аппликации. С помощью этой техники детки создают красивые объемные картины.
Пластилин – мягкий и податливый материал, он легко смешивается при необходимости использования оттеночных цветов. Рисунки пластилином требуют аккуратности, при этом за ребенком сохраняется право на ошибку, так как вылезший за контур пластилин легко убрать стеком.
При лепке из пластилина основным инструментом юного художника становятся его руки. Во время занятия ребенок развивает моторику, так как при лепке массируются особые точки ладоней, активизирующие мозговую деятельность. К тому же процесс лепки успокаивает нервную систему ребенка.
Лепить из пластилина полезно не только малышам, но и деткам постарше. Это занятие способствует развитию кистей и пальцев, готовит руку ребенка к письму. Один из приемов пластилинографии – «примазывание» –создает дополнительную нагрузку на кисть руки.
Важно! Младшие школьники с плохо развитой моторикой руки не справляются с письменными работами, во время письма у них могут быстро уставать и болеть кисти и пальцы. Из-за этого они нервничают, отказываются выполнять задания, плачут. Чтобы предотвратить подобные проблемы дошкольнику полезно лепить из пластилина.
Как рисовать пластилиновые картины?
Для выполнения картины в технике пластилинография потребуется минимальный набор инструментов и материалов:
- плотная основа (картон, оргстекло, плотная бумага);
- пластилин (лучше использовать восковый, так как он мягче и легче размазывается);
- дощечка для раскатывания пластилина;
- стек или пластмассовый ножик;
- фломастер или карандаш для нанесения контуров.
На листе картона родитель может нарисовать контур рисунка. В качестве альтернативы можно использовать листы из раскраски с крупными рисунками. Ребенку предлагают заполнить рисунок по контуру пластилином. Сначала от большого бруска пластилина нужно отщипнуть маленькие кусочки, скатать из них шарики, которые в дальнейшем нужно будет размазывать по листу бумаги пальцами.
На заметку: родители могут активно участвовать в процессе. Пока ребенок заполняет контуры рисунка, родитель может формировать из пластилина шарики и раскладывать их на дощечке. Совместное создание картины повысит интерес дошкольника к занятию.
С детками постарше можно не просто заполнять контуры уже нарисованной картинки, а создавать рисунок «с нуля». Можно использовать технику рисования шариками. Из пластилина формируют множество мелких шариков одинакового размера, которые плотно прижимают к бумаге. Еще одна интересная техника – рисование спиральками. Пластилин скатывают в тонкие «колбаски» и скручивают в спиральки, из которых формируют рисунок.
Рисование красками и пластилином: зачем это нужно?
Рисование является одной из составляющих эстетического воспитания ребенка. Для рисования можно использовать множество нетрадиционных материалов и техник. Это позволяет дошкольнику выразить свои фантазии на бумаге. Кроме того, ребенок получает массу положительных эмоций от процесса создания картины, открывает для себя новые качества хорошо знакомых материалов и предметов, экспериментирует, создает что-то непривычное, самовыражается. Такие занятия с ребенком помогают ему развивать в себе творческую личность, способную находить нестандартные решения. В процессе рисования нетрадиционными техниками ребенок расширяет свои знания об изобразительном искусстве, материалах и приемах рисования, развивает свой художественный вкус, воображение, становится более любознательным и наблюдательным. В процессе создания рисунков малыши развивают аккуратность, старательность.
Каждый из методов рисования, будь то платилинография или пуантилизм, это маленькая игра для ребенка. Играя, ребенок раскрывается, чувствует себя более раскованным, смелым, не стесняется выражать оригинальные идеи. В рисунках дети отображают свое настроение, чувства, переживания.
Рисование способствует развитию мелкой моторики, улучшает восприятие ребенком цветов, способствует концентрации внимания, увеличивает художественный опыт дошкольника.
Интересно: специалисты, занимающиеся развитием речи у детей, утверждают, что мелкая моторика тесно связана с речевой функцией. Чтобы развивать речь ребенка нужно тренировать его пальцы рук.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.