Дети в возрасте трех лет активно развиваются физически, психически и эмоционально. Если сравнивать этот возраст с более ранним, то малыши уже многому научились. Родителям следует знать, что должен уметь ребенок в возрасте 3-х лет и какие занятия помогут поддержать правильный процесс развития.
Развитие речи
На третьем году жизни ребенка важно уделять внимание расширению словарного запаса, поэтому общение должно быть регулярным. Главным аспектом развития речи является артикуляция.
В этом возрасте речь развивается за счет:
- разучивания стихов и элементарных песенок;
- обсуждения сюжетных картин;
- рассказов по иллюстрациям;
- прослушивания сказок и аудиозаписей;
- разгадывания загадок;
- разговора о прошедшем дне;
- обсуждения различных ситуаций по теме «а что, если?»;
- выполнения артикуляционной гимнастики;
- изучения гласных звуков.
Многие родители наблюдают за тем, что у малыша в этом возрасте есть проблемы с произношением некоторых звуков. Если дефекты речи присутствуют уместно использовать артикуляционную гимнастику. Заниматься упражнениями можно дома используя специальную литературу.
Развитие моторики
Установлено, что зоны мозга отвечающая за речь и движение рук находятся очень близко. Если в процессе игры будут задействованы пальцы, то у малыша одновременно будет стимулироваться речевая зона. Кроме того, мелкую моторику тесно связывают с вниманием, мышлением, координацией, воображением и памятью.
К подходящим занятиям для мелкой моторики в 3-х летнем возрасте относят:
- пальчиковую гимнастику;
- игру с крупами;
- игру с песком;
- работу с пуговицами, кнопками, петельками;
- нанизывание бусин на веревку;
- игру с матрешками, шнуровкой, прищепками;
- выкладывание картинки из ракушек, камешков или макарон;
- игру с водой.
Математика
Многие дети в этом возрасте уже умеют считать до 5. Не составит труда ребенку дать определение нескольким геометрическим фигурам.
Это первые математические понятия, а, чтобы развить знания и закрепить их используйте следующие упражнения:
- сосчитайте количество конкретных предметов на рисунке;
- указать, где находится треугольник, а где квадрат.
Такие занятия требуют от ребенка усидчивости и повышенной концентрации внимания, поэтому малыша легко переутомить. Для того, чтобы это не произошло, нужно чередовать умственную деятельность с физической. Учтите эту особенность и планируйте занятия основываясь на ней.
Что касается развивающих математических упражнений, то их можно проводить и дома даже в процессе повседневных занятий используя привычные бытовые предметы.
Музыкальные занятия
Такие занятия способны не просто благотворно воздействовать на слух ребенка, но и прививать ему такое понятие как ритм и музыкальный вкус.
Развитие может происходить за счет следующих занятий:
- пение;
- игра на игрушечных музыкальных инструментах;
- прослушивание мелодий с разным тактом;
- угадывание звуков бытовых предметов;
- угадывание детских песен;
- прослушивание музыки фоном.
Музыкальное развитие сказывается не только на умственных показателях, но и на физических. Активная деятельность под музыку положительно влияет на психоэмоциональное настроение ребенка. Музыка позволяет привить малышу эстетический вкус и начать ориентироваться в пространстве за счет танца.
Для музыкальных занятий идеально подойдут следующие игровые упражнения:
- Предложите ребенку станцевать под разную мелодию: ритмичную, грустную, озорную. Учите малыша не просто танцевать в такт или повторять движения, но и передавать настроение композиции. Поясните ребенку, что при медленной музыке движения должны быть плавными, а при ритмичной – быстрые.
- Разучите интересную детскую песню и придумайте к ней танец.
- Спойте ребенку известную ему песенку в разных интонациях: грустно, весело и вопросительно. Пусть малыш попробует повторить эту песню в таких же интонациях.
Развитие логического мышления
В этом возрасте у детей начинает формироваться наглядно-образное мышление и активно развивается логическое мышление. Они начинают собирать картинки, разделенные на 3-4 части, без труда выделяют лишний предмет из группы предложенных или находят ему пару. Малыши уже знают несколько профессий, виды транспортов и могут ориентироваться во времени суток.
Для того чтобы продуктивно повлиять на развитие логического мышления можно использовать следующие упражнения:
- найти отличия;
- разделить предметы на группы;
- собрать простой пазл;
- обозначить сходства и различия двух предметов.
Игры направлены на обучение ребенка сравнивать предметы и делать выводы. Только во время правильно организованной игры ребенок сможет научиться просчитывать ходы для дальнейших действий.
Рисование
Рисование позволяет развить воображение у детей и прекрасно повлиять на мелкую моторику, так как для получения картины нужно правильно держать в руках карандаши или кисть.
Рисование — это неотъемлемая часть развивающих занятий. Начинать нужно с элементарных азов. Ребенок в возрасте 3-х лет должен научиться изображать линию, квадрат и круг. Вместе со взрослыми, к этим простым фигурам дорисовываются элементы, позволяющие превратить из круга солнышко, из квадрата дом, а из линий целую поляну. Первые рисунки рекомендуется делать вместе со взрослыми, чтобы ребенок мог запомнить технику выполнения.
В последнее время большую популярность получили пальчиковые краски. Это отличная идея для творчества. Используя этот материал и большой ватман малыш может в полной мере проявить свою фантазию. Дополнительным положительным качеством таких красок считается их безопасность для здоровья, поэтому не страшно. Если ваш ребенок захочет попробовать на вкус какой-то цвет.
Занятия с 3-х летними детьми и в саду и дома должны проводиться исключительно в игровой форме и соответствовать возрасту, а обстановка должна иметь дружественную атмосферу. Очень важно поощрять ребенка независимо от степени успеха, так как такой подход окажет положительное отношение к занятиям со стороны ребенка. Ввиду особенностей возраста, не нужно заниматься одним и тем же занятием на протяжении длительного времени, чередуйте игры с интервалом в 10-15 минут.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.