Рост и взросление малышей – это интересный процесс, которые сопровождается большим количеством нюансов и тонкостей. Каждый родитель, обязательно должен принимать участие в этом процессе. Под принятием участия имеется ввиду не только обучение дисциплине, но и предоставление возможности находиться в социуме, обеспечение всем необходимым для жизни, а также обучение более тонким действиям. К этим действиям относится развитие мелкой моторики.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Не так давно родители и их дети чаще занимались ручным трудом. Сегодня для каждого ручного занятия есть специальные агрегаты, которые не нуждаются в человеческом труде. Даже современную детскую обувь родители предпочитают приобретать на липучках, чтобы не тратить лишнего времени на обучение завязывания шнурков.
В результате этого, моторика развивается слабо, в частности это отображается в дальнейшем на неготовности ребенка писать и на речевом развитии.
О том, что есть проблема с моторикой и координацией, родители чаще всего узнают перед поступлением в школу. Все это приводит к усиленным и ускоренным нагрузкам ребенка, так как кроме усваивания новой информации, ему приходится держать в непослушных пальцах ручку.
С какой целью развивают моторику:
- развитая моторика — это один из первых показателей правильного развития ребенка в психическом направлении;
- достаточный уровень развития - это показатель, что ребенок психологически готов к школе;
- именно это развитие становится залогом правильного функционирования памяти, речи, мышления и представления пространства.
Если моторика развита не на достаточном уровне, то:
- ребенок не сможет нарисовать прямую линию;
- будет не способен верно рассчитать траекторию при написании букв или цифр;
- не будет изъявлять интерес к рисованию, лепке и другому творчеству;
- темп письма ребенка будет очень медленным.
Польза развивающих занятий в жизни детей
Рассмотрим в каких аспектах заключается польза:
- в процессе роста, занятия позволяют ребенку формировать интерес к предлагаемым занятиям и новой информации, а также привычку мыслить самостоятельно;
- возраст относится к сенситивным, и поэтому именно такие занятия позволят развить у малыша множество психических функций. Новая информация будет усваиваться проще, что станет замечательной подготовкой к школе.
- благодаря занятиям, малыши учатся обучаться, у них появляется способность запоминать новый материал и концентрировать свое внимание.
Какие стороны в развитии малыша может занять мама:
- если привить интерес к обучению, то в дальнейшем вряд ли возникнет проблема с нежеланием учиться;
- мама, которая вместе с ребенком занимается, принимает участие в его развитии «растет» сама и расширяет свой кругозор;
- принимая участие в развитии, мама более комфортно начинает себя ощущать в материнской роли.
Все эти полезные моменты получают и родители, и дети, когда занятия становятся их самостоятельным выбором.
Особенности, отклонения и нормы формирования моторики у детей 4-5 лет
В процессе разработки занятий для детей от 4 до 5 лет, нужно учитывать не только особенности их развития, но и умения, которыми они обладают на конкретный период времени.
Итак, какие умения присущи детям этого возраста:
- они стараются подражать взрослым, и все больше на них похожи;
- все навыки, которые были получены в раннем возрасте приобретают отточенность и совершенность;
- дети уже знают, что такое порядок и что у каждой вещи есть свое место;
- большинство детей уже умеет рисовать простые геометрические формы;
- захватывая предмет, в деле участвует уже не только ладонь, но каждый пальчик;
- проявляется интерес к вырезанию, созданию аппликаций;
- к пику совершенства приходит навык раздевания и одевания;
- все движения рук тщательно контролируются, они неразрывны со зрением.
Есть установленные нормы развития, в которых указано, что именно должен уметь ребенок дошкольник:
- постукивать одним предметом о другой;
- зачеркивать свои же нарисованные изображения;
- проводить линии;
- изображать простейшие геометрические рисунки;
- может подобрать несколькими пальцами маленький предмет;
- может изобразить простого человечка.
Если многие из указанных заданий не вызывают трудностей, то можно говорить о том, что ребенок развивается нормально.
Что касается отклонений, то они могут быть следующими:
- не контролируемое движение рук, жестикуляция больше похожа на хаотичную;
- ребенок не способен, или не на должном уровне обслуживает себя, не может самостоятельно кушать, класть на место игрушки, одеваться;
- недостаточный уровень развития лепки, аппликации, рисования;
- не умеет держать в руках столовые приборы, канцелярские принадлежности.
В этом случае, главной задачей педагогов и родителей является уделить развитию ребенка больше внимания.
Развивающие занятия для детей 4-5 лет
В возрасте трех лет ребенок должен собирать пазлы, играть в мозаику, использовать шнуровки. Взрослые проводя занятия с детьми должны в свою очередь использовать различные игры. Например:
Делать рисунки из круп. На куске плотного картона ребенок может нарисовать простой рисунок, например, солнышко. По контурам рисунка наносится ПВА и затем, ребенок, может используя горох, гречку или другие крупы выложить свой рисунок. Такая игра отлично влияет на развитие кистей рук и пальцев.
Использование щипцов. В игре используются щипцы, бутылка и мелкие бусины или пуговицы. Задание для ребенка: сложить все эти предметы в бутылку не используя пальцы, а используя щипцы.
Развивает мелкую моторику сортировка разных предметов по группам (размеру, форме и цвету).
Все игры направлены не только на развитие моторики, но и на логическое мышление. Если усердно заниматься с ребенком, уделять всего час в день таким упражнениям и интересным занятиям, то труды не будут напрасными, а результат не заставит себя ждать.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.