Необходимость развития общения у детей в 5—7 лет

Умение общаться с другими людьми, как со взрослыми, так и с ровесниками, у ребенка не появляется из ниоткуда. Это навык, такой же, как способность играть на музыкальном инструменте или садиться на шпагат.

Умение общаться с другими людьми, как со взрослыми, так и с ровесниками, у ребенка не появляется из ниоткуда. Это навык, такой же, как способность играть на музыкальном инструменте или садиться на шпагат. Постепенно, начиная с малого, ребенок учится общаться, узнает основные правила общения, знакомится с речевым этикетом, оттачивает мастерство в разговоре с родственниками, давними приятелями и незнакомыми детьми.

Особенности развития общения у детей-дошкольников

Коммуникабельность — один из важнейших навыков ребенка-дошкольника. Пока ученые пытаются выяснить, передается ли умение общаться по наследству от родителей детям, психологи с уверенностью заявляют, что на способность ребенка к общению с окружающими больше влияют не гены, а среда, в которой он растет и развивается. Атмосфера в семье, отношения с братьями и сестрами и другими близкими родственниками, частота контактов малыша со сверстниками во многом определяют его коммуникабельность.

В течение первых семи лет своей жизни ребенок-дошкольник должен овладеть навыками эффективного общения, которые позволят ему с легкостью адаптироваться в любом социуме:

  • легко и правильно вступать в разговор других людей;
  • поддерживать разговор (выражать свое мнение, аргументировать, доказывать, слушать собеседника, находить общий язык);
  • завершать беседу;
  • использовать инструменты речевого этикета (приветствие, прощание, благодарность, отказ);
  • понимать эмоции собеседника по его мимике, жестам;
  • общаться в паре и группах;
  • решать ситуационные задачи.

Общение детей и взрослых

В зависимости от возраста малыша, его общение со взрослыми имеет свои особенности, цели и средства. По мере взросления развиваются его коммуникативные способности, усложняются схемы взаимодействия с окружающими.

Психологи выделяют 4 основных этапа:

  1. Ситуативно-личностный.
  2. Ситуативно-деловой.
  3. Внеситуативно-познавательный.
  4. Внеситуативно-личностный.

Первый этап длится практически весь период новорожденности, до возраста 6-7 месяцев, когда кроха еще не умеет разговаривать, но остро нуждается во внимании родителей. Чтобы привлечь его, малыш использует мимику, жесты, плач. В процессе ухода родителей за младенцем создаются условия, в которых кроха начинает воспринимать взрослого как объект, от которого зависит его комфорт и удовлетворение основных потребностей.

На заметку: при отсутствии должного внимания со стороны родителей младенец становится тревожным. В более взрослом возрасте это может отразиться на развитии детской психики и речи.

Второй этап – ситуативно-деловой – длится от полугодовалого возраста до 2,5-3х лет. Начиная с возраста 6 – 7 месяцев, кроха проявляет интерес к игрушкам и игре. Здесь ему не обойтись без помощи взрослых. Он начинает взаимодействовать со взрослым, а в возрасте постарше – нуждается в его одобрении. После полутора лет малыш уже начинает действовать самостоятельно, он учится разговаривать, но все еще нуждается в помощи и подсказках взрослого.

Третий этап – внеситуативно-познавательный – длится у детей в возрасте 3-5 лет. В этот период малыш все еще нуждается во внимании, заботе и помощи родителей, но теперь у него появляется еще и потребность в их уважении. Для этого периода характерно развитие познавательной активности у детей. Малыш задает множество вопросов родителям как своему основному источнику информации. Причем вопросы могут возникать независимо от текущей ситуации, к примеру, поинтересоваться, откуда берется дождь, дошкольник может и в ясную погоду. В этот период происходит активное формирование у малыша навыков внеситуативного общения, мышления, способности рассуждать.

Четвертый этап – внеситуативно-личностный – продолжается у деток в возрасте от 5 до 7 лет. В этот период ребенок развивается как самостоятельная личность. Его больше интересует не окружающая его среда, предметы и явления, а взаимоотношения между людьми. На этом этапе у него происходит формирование моральных ценностей, он четко понимает отличие между добром и злом. Родитель для дошкольника – авторитет, мнение которого влияет на его собственное отношение к другим людям. Взрослый для него является примером, которому он подражает и на которого равняется в своих поступках и поведении.

Развитие общения дошкольника со сверстниками

У детей-дошкольников общение не должно ограничиваться кругом семьи. Важную роль в развитии коммуникабельности ребенка играет его общение со сверстниками. Чем старше становится дошкольник, тем большее значение приобретают для него отношения с ровесниками.

Сравнивая общение дошкольников со взрослыми и ровесниками, нужно отметить, что в разговорах между детьми преобладают эмоции. На них строятся их межличностные взаимоотношения. Дети ведут себя в кругу ровесников более раскованно и непринужденно, чем со взрослыми. Они учатся дружить, ругаются, обижаются, мирятся, пытаются договариваться и помогать друг другу.

При этом не всегда малыш получает положительный опыт от общения со сверстниками, что может стать предпосылкой для негативного отношения к окружающим у него в дальнейшем. Чтобы это предотвратить, родители должны проявлять внимание к взаимоотношениям ребенка со сверстниками, своевременно помогать ему при возникновении проблем и развитии конфликтов с другими детьми.

Как и со взрослыми, ребенок взаимодействует со сверстниками на каждом этапе своего взросления по-разному:

  • в период новорожденности малыш еще не проявляет никакого интереса ко сверстникам, не стремится привлечь их внимание;
  • желание общаться с другими детьми начинает проявляться у малыша в возрасте 2 – 4 лет; в этот период детки играют в совместные игры, вместе шалят, бегают, веселятся, получая удовольствие от процесса взаимодействия, но большую часть времени все же малыши играют самостоятельно;
  • в 4 – 6 лет дошкольник испытывает особо острую потребность в общении со сверстниками, в этот период детки с удовольствием играют в совместные игры и занимаются делами, направленными на достижение общей цели;
  • в 6 – 7 лет дошкольник уже пытается дружить, старается помогать своим друзьям, учитывает их интересы и ожидает такого же отношения в ответ; в этом возрасте он начинает искать свое место в коллективе, для него важно признание ровесников; при взаимодействии в группах дети не только сотрудничают, но и начинают конкурировать.

Развитие навыков общения у детей в процессе игры

Чтобы ребенок мог свободно общаться с другими детьми и взрослыми, которые его окружают, родители должны расширять его кругозор, пополнять словарный запас, учить вежливым обращениям. Малыш должен уметь просить о помощи и предлагать ее, благодарить, извиняться, отказывать. Важными навыками является способность слушать и говорить. Под умением говорить подразумевается не просто способность произносить слова, а развернуто выражать свои мысли, заинтересовывать собеседника рассказом.

Лучше всего детки усваивают информацию и обретают новые навыки в ходе игры. В детских садах, где возможно проведение коллективных занятий, могут быть использованы совместные игры.

«Похвали соседа справа»

Детки садятся в круг и по очереди хвалят своего соседа, сидящего справа, выделяя его положительные качества, например, ловкость или смелость. Похвалить соседа можно за красивые бантики или быстроту во время съедания завтрака. Эта игра позволяет сблизить и сдружить дошкольников.

«Кто это сказал?»

Воспитатель выбирает одного ведущего, который становится спиной к остальным деткам. По очереди малыши называют имя ведущего (детки могут изменять голос или говорить тише обычного), а он должен угадать, кто это сказал. Если ведущий угадывает правильно, ребенок, имя которого он назвал, становится на его место.

«Интервью»

Эта игра развивает у детей способность вести диалог, мотивирует их использовать редко использующиеся выражения из своего словарного запаса, позволяет проявить актерские способности. Воспитатель выбирает среди деток того, кто сыграет знаменитость (известного певца или актера) или супергероя, хорошо знакомого дошкольникам. Он становится на стул в центре комнаты, а остальные игроки задают ему вопросы. Можно использовать в игре воображаемый или игрушечный микрофон. Дети должны серьезными голосами задавать знаменитости вопросы: «Как ваша фамилия?», «О чем вы мечтаете?», «Чем вы увлекаетесь?» и т.п.

Для чего развивать у детей навыки общения?

Общение присутствует во всех сферах человеческой жизни. Если не позаботиться о развитии навыков общения у малыша в дошкольном возрасте, не научить его общению с другими детьми и взрослыми, в жизни ему будет непросто. Не умея общаться, малыш может стать изгоем в коллективе. Его могут игнорировать, обижать, отвергать, сторониться. И речь идет не только о «забитых», нерешительных детях, которые не способны вступить в разговор с окружающими или поддержать его. Дети, которые ведут себя слишком агрессивно, эгоистично или напористо, могут быть отвергнуты окружающими с не меньшей вероятностью.

Оказываясь вне коллектива, дошкольнику все сложнее попасть в него. Он становится замкнутым в себе, неспособным заниматься коллективной деятельностью, может полностью отказываться от совместных занятий. Это работает и в обратную сторону: совместные игры и занятия, обретение своего места в обществе, чувство принадлежности к коллективу благотворно влияют на детскую психику, способствуют развитию речи и мышления.

Совет родителям: проблемы в развитии коммуникабельности дошкольника можно решить в семье. Для этого стоит поощрять его стремление общаться с другими малышами и заводить новые знакомства, показывать положительное отношение к детям на собственном примере. Важно научить ребенка отстаивать свое мнение, уметь слушать собеседника, понимать его эмоции. Родители должны часто разговаривать со своим чадом.

Поделиться
Класснуть

Комментарии

Комментарии к материалу закрыты.