Родители уверены, что до того момента, пока ребенок не начнет произносить первые внятные слова, разговаривать с ним нет смысла, так как он, по их мнению, не осознает происходящего вокруг, да и научить его ничему нельзя. Однако, даже эти малопонятные звуки, уже являются сформированной на своем уровне речью. Уже в этот период можно заметить основной принцип речи — общение. Да-да, ребенок уже стремиться общаться.
Какие факторы влияют на образование речи ребенка до года?
Речевое развитие напрямую зависит с кожей, зрением и слухом у ребенка. Именно от них в центральную нервную систему поступает информация о том, что именно окружает ребенка, прикосновения, голос матери или ее образ.
Все эти факторы толкают ребенка на контакт и общение, и чем больше он получает информации, тем активнее проявляется желание говорить.
Разговорная речь у детей развивается согласно условным периодам. Когда они находятся в утробе матери, все их потребности основаны на физиологическом уровне, когда же дети появляются на свет, им приходится подавать сигналы, которые в свою очередь также относятся к речи.
Первая фаза – период крика
Когда ребенок попадает из привычной среды в совершенно новую, возникает необходимость заявлять о себе, о том, что он присутствует и что у него есть свои, хоть и примитивные, но желания. В то время, когда малыш находился во внутриутробном состоянии, он мгновенно получал то, что ему необходимо. Теперь же, когда он ощущает дискомфорт — он начинает кричать (это происходит из-за безусловных рефлексов).
После того, когда все потребности удовлетворены, начинает формироваться определенный стереотип поведения.
Использование крика – это единственный способ общения в таком возрасте. Постепенно он начинает за счет крика привлекать к себе внимание. Сначала малыш крикнет один раз, и подождет, придет ли мама, если реакции не будет – он крикнет второй раз, но уже громче и снова будет ждать. Таким методом общения, ребенок включает в свой «разговор» собеседника.
Уже к третьему месяцу, а иногда даже раньше, можно заметить изменение интонации криков. Внимательные мамы могут по конкретной интонации определить, что именно хочет ребенок.
Фаза крика продолжается длительное время и развивается на уровне с речью. Даже после того, как начинают появляться внятные слова, крик остается неотъемлемой частью процесса общения.
Вторая фаза – начинаем гулить
Фаза гуления сопровождает малыша до полугода. Интересно то, что, несмотря на различия в национальности народов, все младенцы гулят одинаковым образом, все звуки отчасти идентичны. Спустя время репертуар гуления становится шире. Эта фаза, как и фаза крика нуждается в взаимодействии.
Конечно, гулить ребенок может даже если будет находиться в одиночестве, но когда в комнату к нему заходит кто-то из родителей, гуление приобретет интенсивный характер. Если пристально всмотреться, то можно понять, что это не простое произношение конкретных звуков, малыш их выговаривает пристально, смотря вам в глаза, и ожидает реакции от родителей, и пытается на своем уровне построить диалог. Этот контакт нужно обязательно поддерживать, так как именно в процессе гуления, у ребенка развивается голосовая и зрительная координация.
Обязательно поддерживайте это общение таким же языком, которым обращается к вам малыш. Ваше чадо всегда будет рад вниманию, и уже скоро можно будет заметить, как отдельные звуки становятся более длинными. Ребенок начнет подражать самому себе и даже родителям.
В этот период ребенку важен не столько смысл произносимых, как чувство звуков, их ритмика и артикуляция.
Третья фаза – детский лепет
В процессе развития гуление начинает затихать, его заменяет лепет. Обычно эта фаза наступает в возрасте от полугода до 7 месяцев. Начинается произношение отдельных слогов, которые звучат однократно и как будто непроизвольно. Позже можно заметить, что слоги проявляются все чаще и начинают образовываться в цепочки. Если раньше было слышно «ба», «ма», то теперь произношение будет более сложным.
Даже если вы слышите, что ребенок находится один в комнате и лепечет, он в любом случае нуждается в контакте и общении, таким образом он просто призывает к диалогу. Несмотря на то, что первый лепет не несет никакого смысла, именно благодаря родителям, которые его слышат он им будет наполняться.
Четвертая фаза – здравствуйте первые слова!
После лепета начинают зарождаться слова. Начинается этот этап ближе к году и здесь очень важно оказать не навязчивую помощь ребенку в его первых попытках составлять и повторять слова. Малыш в этот период начинает проводить первые ассоциации с предметами и средой, которые его окружают. Родителям на этой фазе можно расширить репертуар чтения, вместо стишков, используйте небольшие сказки. Очень важно комментировать все выполняемые действия, когда ребенок находится рядом с вами.
На фазе образования слов, логопеды рекомендуют развивать мышцы щек и губ, для этого подойдут разнообразные свистки, гармошки, флейты, учите малыша использовать эти инструменты по назначению. Можно начать выдувать пузыри, но следует тщательно следить за тем, чтобы ребенок использовал раствор не по назначению, например, не выпил его.
Еще одним интересным способом развития мышц является использование гримас. Это могут быть разнообразные эмоции, удивление, грусть, страх, радость, вы заметите, что это занятие приведет ваше чадо в восторг.
Продолжаем развивать речь
Останавливаться только на то, что уже получилось нельзя, речь должна развиваться постоянно.
Что для этого сделать:
- Всегда старайтесь четко и правильно называть предметы;
- Все действия сопровождайте комментариями;
- Обогащайте запас слов ребенка;
- Продолжайте развитие мышц губ и щек.
Не забывайте о том, что каждый ребенок по-своему уникален, не требуйте от него быстрых результатов, всему свое время. Сделайте большой запас терпения и продолжайте заниматься с малышом.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.