Проблемы с недостаточно развитой речью у малышей, сегодня актуальны как никогда. Причины такого явления могут заключаться в различных факторах. Замедленное речевое развитие – это не так страшно, но только в том случае, если оно было обнаружено вовремя. Ответственность за развитие ложится на плечи родственников, так как очень важно не только своевременно обнаружить отклонения, но и подобрать должных специалистов для решения проблемы.
Возрастные особенности развития речи
Многие родители, особенно когда у них появился первенец не знают, в каком возрасте ребенок должен начать говорить свои первые слова. Строгих рамок по отношению к речи нет, однако были установлены нормы. Итак:
- В первый год ребенку потребуется выучить примерно 10 слов узнать около 200 предметов.
- К второму году запас слов должен увеличиться на 50-100 терминов, в этом возрасте кроха должен уметь воспроизводить простые словосочетания.
- По наступлению третьего года, ребенок должен четко выговаривать словосочетания, отвечать на элементарные вопросы, узнавать некоторых животных, элементы обихода.
Уже в возрасте трех лет можно выявить отклонения в речи. Начиная с 4-х лет нужно проявить больший интерес к разговорной речи ребенка, если заметны явные отклонения, следует обратиться к специалисту. В том случае, если это не будет сделано вовремя, у малыша будут проявляться проблемы в коммуникабельности и дальнейшее посещение детского сада или школы (если они будут без специалистов дефектологов) будет рассматриваться отдельно.
Причины задержки речи
Если говорить конкретно об отставании в развитии речи, то оно подразумевает только трудности в процессе разговора. Ребенок, который развит способен исполнять все требования, которые исходят со стороны взрослых.
Если же говорить об отклонениях в психологическом речевом развитии, то это проблема несет более серьезный характер, так как здесь будет наблюдаться заторможенность в развитии интеллекта.
Диагноз очень редко ставят до четырех лет, а торможение может проявиться после 5-ти лет. Поэтому первый диагноз часто связывают со вторым.
Какие факторы влияют на задержку:
- Тяжелые роды и осложнения;
- Инфицирование ребенка при вынашивании;
- Ранние роды;
- Болезни, связанные с сердечно-сосудистой системой или почками;
- Недостаточная минерализация костей;
- Поврежденные зрение или слух;
- Недостаточное внимание со стороны мам и пап;
- Регулярные стрессовые состояния;
- Регулярная работа телевизора.
Родители не должны забывать о том, что недуг не возникает из ничего, он становится последствием нарушений в работе нервной системы.
Симптомы задержки развития речи
Если у ребенка в 4 года наблюдаются проблемы, настоятельно рекомендуется посетить специалистов. На какие симптомы нужно обратить внимание:
- Слова произносятся невнятно;
- Речь очень медленная или чрезмерно быстрая;
- Ребенок не может составить простое даже элементарное словосочетание;
- Присутствует повышенное выделение слюны;
- Есть трудности в процессе пережевывания или при глотании пищи.
Дети, у которых есть проблема, связанная с развитием, начинают испытывать трудности при общении в коллективе, при проведении занятий и игр.
Самостоятельная проверка задержки речи
Что должен уметь ребенок в возрасте 6 лет? Его разговорная речь должна быть беглой, ребенок должен уметь рассказать стих, спеть песню, некоторые дети уже умеют писать и овладевают основами чтения.
С целью самостоятельной диагностики возможных отклонений, можно воспользоваться простыми тестами:
Ребенок должен уметь свободно считать до 10. В процессе игры, предложите сосчитать предметы, размещенные перед ним. После этого спрячьте один из предметов и спросите у ребенка, сколько он видит предметов теперь, а сколько было спрятано.
Ребенок должен уметь различать предметы по количеству, параметрам, уметь рассказать алфавит, и узнавать геометрические фигуры.
Если ребенок в этом возрасте не может ответить на поставленный вопрос, затрудняется в определении фигур, не умеет определять цвета и продолжает рисовать только картинки с размашистыми линиями, это повод обратиться к специалистам.
Диагностика и лечение отклонений
Если у ребенка обнаружены признаки задержки, родителям нужно получить консультацию от специалистов. В процессе проведения диагностики используют тест на уровень интеллекта и шкалу Бейли. Специалист может назначить дополнительные исследования, так как ЭЭГ и МРТ мозга с целью определения возможных отклонений.
Для лечения отклонений назначают коррекционную работу, которую проводят родители. Что она в себя включает:
- Четкое проговаривание действий, которые совершаются ребенком и родителем;
- Создание комфортной развивающей обстановки;
- Подбор коррекционного материала;
- Занятие чтением и творчеством.
- От специалистов в этом случае требуется выполнение других задач:
- Скорректировать психическое состояние;
- Социализировать малыша;
- Исправить ошибки, которые были допущены в воспитании.
Если были установлены нарушения деятельности, связанной с мозгом, то кроме коррекционной деятельности ребенку назначать магнитную терапию, массаж и лечение медикаментами.
Профилактика задержки развития речи
Чем можно заниматься с ребенком:
- Рисованием;
- Лепкой;
- Чтением сказок;
- Занятиями музыкой;
- Сбором сортеров, кубиков и пирамидок.
Если ребенку был назначен массаж, мама или папа могут проводить специальные общеукрепляющие упражнения. При необходимости в профессиональном массаже, лучше доверить это дело специалистам.
Каждое занятие следует проводить систематически, но уроки не должны выполняться в принудительной форме, иначе это не только не даст результата, но и отобьёт у ребенка желание обучаться. Родители должны помнить, что задержка развития – это не приговор, все можно исправить с помощью правильного подхода, поддержки и заботы близких.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.