Каждого ответственного родителя беспокоит процесс развития своего чада. Если есть отклонения, нужно задуматься над корректировкой. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше вероятности ее устранить. Некоторые наоборот ссылаются на отговорки вида «мой ребенок отличается от других», но медицинские нормы все-таки не отменялись.
Ориентиры для речевого развития
Главным аспектом формирования считается общение с окружением и восприятие звуков. Постепенно ребенок начинает пополнять свой пассивный словарь и понимать значение некоторых слов.
Изначально речь проявляется только как повторение слов за близкими людьми, а уже позже дети начинают придавать изученному смысловую нагрузку, которую могут применять в своем возрасте. В такой период, отклонение от норм, как и опережение воспринимается как нормальный факт, поэтому если к возрасту в 1,5 года ваше чадо говорит всего на несколько слов меньше — это не патология.
На какие ориентиры следует опираться, чтобы контролировать процесс речевого развития:
2–3 месяца. Ребенок начинает произносить отдельные звуки.
4 месяца. Звуки приобретают перетекающий характер из одного в другой.
5 месяцев. В этот период появляются согласные и гласные звуки, которые могут переплетаться, образовывая слоги.
Полгода. Совершенствуется лепетание, начинается повторение конкретных слогов.
До 8 месяцев. Появляется понимание смысла слов, которые произносит взрослый и может шепотом имитировать произносимые звуки.
9 месяцев. Этот период проявления усложненного лепета. Возможно будут появляться первые слова за счет комбинирования слогов;
До 11 месяцев. Проявляются подражания речи и новые слоги;
Год. В этом возрасте ребенком произносится до 10 слов простого типа, которые он понимает. Ребенок будет пытаться подражать взрослым и пытаться повторить те слова, которые он услышал от родителей.
Ориентиры для развития моторики
Мелкая моторика у детей развивается постепенно. К дошкольному возрасту ребенок должен уметь выполнять ряд действий. А именно:
До 2,5 лет. Ребенок должен уметь растягивать липучки, размашисто рисовать. В этот период происходит освоение гимнастики для пальчиков.
До 3 лет. Малыш обучается открывать крышки, лепить из пластилина примитивные фигурки, нанизывать бусины на веревку, собирать крупу и сортировать ее по емкостям.
До 4 лет. К этому возрасту ребенок уже умеет рисовать ровные линии, повторять изображение простых геометрических фигур, лепить шарики, застегивать и растягивать замки, способен сам проводить пальчиковую гимнастику, и без опаски владеет ножницами.
5–6 лет. Происходит активная подготовка к школе. Развитая моторика позволяет ребенку складывать бумагу несколько раз, скопировать цифру по предложенному образцу, определить на ощупь, какой предмет перед ним находится. Пальцы полностью сформированы к обучению письму. В этот же период дошкольник может ловить предмет одной рукой, пытается заплетать косички и скопировать более сложные геометрические фигуры.
Развитие моторики проходит у каждого индивидуально, но, если, проводя диагностику, ребенок выполняет всего 2 задания из предложенных 6, можно говорить о возможных интеллектуальных нарушениях. Коррекция этих патологий проводится специалистами, чаще всего хватает одного года занятий, чтобы ребенок наверстал упущенное. Но результат будет только в том случае, если поддержка всесторонняя.
Тревожные сигналы в развитии малыша
До 4 месяцев тревожные сигналы могут быть следующие:
- ребенок не проявляет реакцию на шум;
- не пытается хватать предметы, или вовсе не шевелит руками;
- не реагирует на появление родных;
- голова не принимает устойчивое положение;
- не пробует подражать звукам.
К 8 месяцам следует забеспокоиться если:
- малыш не пробует тянуть в рот предметы;
- не проявляет звуков радости;
- не может сидеть без поддержки;
- не испытывает радости видя папу или маму.
Тревожными сигналами до года являются:
- неумение говорить;
- неумение стоять или делать шаги;
- не использование невербального общения;
- использование только рук в процессе ползания.
Об отклонениях речевого и слухового развития можно говорить если:
- словарный запас составляет менее 15 слов;
- ребенок не выполняет даже простые поручения;
- не пытается составить простое предложение.
Тревожные сигналы в три года:
- нечеткую разговорную речь;
- неумение устойчиво держаться на ногах;
- нет интереса к игрушкам;
- зрительный контакт не поддерживается.
В 4 года следует беспокоиться если:
- у ребенка плохая память;
- не умеет различать цвета;
- не хочет играть с одногодками, а если и вливается в игру, то только с детьми младше себя.
Причины того что ребенок отстает
Причиной отсталого развития чаще выступает один из факторов, влияющих на плод в утробе. Это не только злоупотребление вредными привычками, но и стрессовые состояния, а также патологии хронического характера, которые есть матери.
Что еще может повлиять? Специалисты утверждают, что главную роль играет внимание.
Очень важно:
- совершать совместные прогулки;
- читать сказки;
- обнимать ребенка;
- говорить нежные слова и просто проводить приятные беседы.
Без этих аспектов рассчитывать на то, что развитие будет идти должным чередом нельзя.
На правильное развитие оказывает влияние возможность проявить себя. Многие родители стараются сделать все за ребенка, ссылаясь на его неумение или медлительность.
Что еще может повлиять:
- злоупотребление алкогольными и табачными изделиями;
- проживание в загрязненной среде;
- контакт с агрессивными химическими веществами;
- обвитие малыша пуповиной в утробе;
- сильный токсикоз;
- недоношенность.
Необходимая диагностика
Для того, чтобы оградить себя и своего ребенка от опасностей, диагностикой здоровья нужно начать заниматься до зачатия. Проведите генетические сверки дабы избежать хромосомных отклонений.
Не отказывайтесь от сдачи предложенных анализов во время обследований и контроля за беременностью, хотя даже врачи не всегда способны сразу выявить проблему.
После рождения своевременно наблюдайтесь у педиатра, даже если вы не относитесь к тем, кто не доверяет современным специалистам, чтобы быть осведомленным в состоянии развития малыша. Таким образом вы сократите вероятность допущенных ошибок.
А для проведения профилактического обследования обращайтесь к неврологу, таким образом вы удостоверитесь в том, что с вашим чалом все в порядке.
Методы решения
Благодаря внимательному отношению к ребенку, можно своевременно определить проблему отставания, но это не приговор. Обращение к детскому специалисту (психологу) позволит вырастить полноценную личность.
Важно знать, что, если после проверки, задержка все-таки была установлена, окончательных вердиктов поставить никто не может. В процессе роста, мозг может притормаживать некоторые процессы, но со временем все становится на свои места. Если же этого не произошло, и ребенок продолжает отставать в конкретных параметрах от сверстников, то отнестись к этому нужно серьезнее.
Не закрывайте глаза на проблему и не откладывайте ее решение. Наблюдайте за малышом, делайте записи и консультируйтесь у врачей по поводу своих переживаний.
И самое главное, не отрицайте наличие патологий, не делайте вид, что все хорошо. Некоторые родители следуют принципу «само пройдет», но это не так. Откладывание визитов к логопеду, неврологу, педиатру только усугубляет положение. Помните. Что только от родителей зависит будущее состояние малыша.
Комментарии
Комментарии к материалу закрыты.